МААМ-картинки

Реализация этнокультурного компонента в ДОУ

Рида Елисеенко
Реализация этнокультурного компонента в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на педагогическом совете.

Реализация этнокультурного компонента.

Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.

Редко, кто склонен знакомиться с прошлым родного края. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

Использование регионального компонента как одного из средств предполагает следующее:

Публикация «Реализация этнокультурного компонента в ДОУ» размещена в разделах

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

4. Осознанный выбор методов знакомства с родным селом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музей татарского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.).

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.

Программно-методический материал регионального компонента выстраивается по следующим образовательным областям:

1. Образовательные области «Художественное творчество», «Музыка».

2. Образовательные области «Познание», «Кругозор».

3. Образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

4. Образовательная область «Социализация».

5. Образовательная область «Физическая культура».

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательные области «Художественное творчество», «Музыка».

Цель и задачи:

Содержание: «Художественное творчество»

Развивать культуру ребёнка, как основу любви к Родине, в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам родного края.

Познакомить с историей и особенностями народных промыслов Барды и Бардымского района.

Формировать навыки самостоятельного изобразительного творчества на основе познания региональных особенностей декоративно-прикладного искусства.

Дать знания о том, какими материалами, инструментами в прошлом пользовались и ныне пользуются мастера.

«Музыка»

Воспитывать патриотические чувства в процессе ознакомления с музыкальной культурой.

Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального фольклора.

Знакомить с разными жанрами народного творчества (сказки, песенки, заклички, хороводы, пословицы, игры, с творчеством композиторов, певцов.

1. Рассказ о народных промыслах Барды и Бардымского района.

2. Беседа о татарских орнаментах.

3. Экскурсии на выставки «Народные промыслы».

4. Проведение ННОД по знакомству с творчеством местных художников.

5. Изготовление дидактических игр.

6. Художественный труд:

Рисование на темы: «Украшение салфетки», «Женский наряд», «Головной убор», «Фартук»

Лепка – изготовление глиняных поделок – чашки с блюдцем, миски, вазы, кувшина, национальные блюда «Чак-чак», «Кыстыбый» и т. д.

Аппликация – изготовление ковриков, моделирование одежды для кукол.

7. Оформление уголков в группах с помощью родителей

1. Беседа о жизни и творчестве композиторов, певцовбардымского района (М. Имашев, С. Чуганаев, Г. Уразова и т. д.). .

2. Использование хореографических плясовых элементов в народных играх

«Тубетей», «Игра с платочками».

3. Театрализация произведений Г. Тукая.

4. «Кичке уен» рассказы родителей, бабушек.

5. Традиционные народные праздники «Карга боткасы», «Сабан-туй», «Бабушкин сундук», «Науруз».

6. Разучивание музыкальных татарских игр.

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области «Познание», «Кругозор».

Цель и задачи:

Содержание: «Познание»

Формировать знания об архитектуре, её особенностях.

Рассказать о достопримечательностях родного села. Научить определять своеобразие конструкции зданий и архитектурных сооружений, называть их детали.

Повышать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость. Привлекать родителей к сотрудничеству.

Учить отражать знания и впечатления в художественно - продуктивной, конструктивной, игровой деятельности.

«Кругозор»

Приобщение к музейной культуре.

Познакомить с музеем села и мини-музеем детского сада.

Учить бережно относиться к культурным ценностям и соблюдать правила поведения в музее.

Создать условия для отражения впечатлений от посещения музея в разных видах деятельности.

Стимулировать к повторным посещениям музеев и выставок.

1. Ознакомление с архитектурными объектами.

2. «Человек построил дом» (показ дома прошлых лет и современные постройки).

3. «Бардымская мечеть».

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий,села; их сравнительный анализ.

5. Беседа «Всем нужен дом» (рассматривание альбома с фотографиями домов разных лет и построек).

6. Творческое задание «Мой дом», создание композиции.

7. НОД в форме КВН «Прогулки по Барде»

8. Знакомство с символикой Барды.

1. Экскурсии по родному селу.

2. Организация прогулок вокруг детского сада, по микрорайону.

3. Изготовление макетов села.

4. Экологическое воспитание «Дары природы», «Красоты природы»

5. Посещение Бардымского музея.

Темы экскурсий в краеведческий музей:

«Животный и растительный мирБардымского района».

«История возникновения нашего села».

«Народные костюмы».

«Трудные годы и великие люди».

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

Цель и задачи:

Содержание: «Коммуникация»

Повышать культуру средствами театрального искусства.

Познакомить с театральной деятельностью села.

Формировать и обогащать представления о театре и жанрах театрального искусства.

Обучать технике инсценировки и творческой импровизации.

Создавать условия для театрализованной деятельности.

«Чтение художественной литературы»

Формировать устойчивый интерес к творчеству татарских писателей.

Знакомить с жизнью и творчеством татарских писателей.

Развивать устную речь.

1. Знакомство с театром села.

2. Экскурсия в театр по теме: «Жизнь театра»; встреча с актёрами.

3. Занятия по теме: «Когда оживают сказки», «Волшебники, создающие сказки».

4. Рисование «Афиша к спектаклю».

5. Написание мини-сочинений на разные темы «Моя улица», «Мои родители».

1. НОД, викторины, посвященные жизни и творчеству татарских писателей.

2. Создание библиотеки произведений татарских писателей, народных сказок «Гулчачак»

3. Чтение книг (Г. Тукай «Су анасы», «Шурале», Ягафаров «детский фольклор», прослушивание магнитофонных записей, сбор иллюстрированного материала и составление альбома.

Направление «Социально-личностное»

Образовательная область «Социализация»

Цель и задачи:

Содержание: «Социализация»

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Развитие интеллектуальных и личностных качеств.

1. Анкетирование родителей о важности нравственно-патриотического воспитания в семье «Знаете ли вы своё село?»

2. Составление «Генеалогического древа семьи»

3. Беседы о мусульманских праздниках.

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Физическая культура»

Цель и задачи:

Содержание: «Физическая культура»

Развитие основных движений детей через игры.

Воспитание физических и личностных качеств.

1. Участие детей и родителей в совместных соревнованиях, подбор фотографий

2. Татарские народные игры «Салки», «Атчабыш», «Качышлы»

Публикации по теме:

Инновационный проект: Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками (из опыта работы)Инновационный проект: Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками (из опыта работы) Актуальность темы: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Принята государственная.

Выступление на педагогическом совете «Технологии и инновации в педагогическом процессе»Выступление на педагогическом совете «Технологии и инновации в педагогическом процессе» Стихотворное мини - выступление на педсовете «Современные технологии и инновации». В современном мире нашем, Что для нас важней всего?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация этнокультурного компонента в ДОУ
Опубликовано: 12 мая 2015 в 15:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация этнокультурного компонента в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Рида Елисеенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД