Юлия Школьная
Выступление на НПК. Творческий отчет.
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на НПК. Творческий отчет.
Здравствуйте, коллеги, представляю вашему вниманию творческий отчёт по теме : «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность».
Одним из ориентиров, заданных стандартом, является индивидуализация дошкольного образования, т. е. образовательная деятельность должна быть построена так, при которой сам ребенок имеет возможность быть активным, самостоятельным, способным принимать решения, ставить цели, планировать, договариваться со сверстниками и взрослыми, достигать намеченного результата.
Публикация «Выступление на НПК, Творческий отчет,» размещена в разделах
В детском саду дети осваивают культурные образцы, которые предъявляет взрослый. Такое взаимодействие чаще всего не попадает в «зону ближайшего развития ребенка» (Л. С. Выготский, поскольку большую часть времени дети выполняют инструкции взрослого. Детская продуктивная деятельность выражает не творческий замысел ребенка, а педагогический замысел воспитателя. Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого. Особенность проектной деятельности в том, что выстраиваются субъект-субъектные отношения. Педагог опирается на субъективный опыт ребенка, т. е. выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
Опираясь на опыт отечественных учёных, в практику работы с дошкольниками среднего возраста был разработан и внедрен творческо-исследовательский проект «Волшебство бумаги» (на 2014-2015 учебный год) с целью выявления влияния нетрадиционных техник работы с бумагой на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому – её можно резать, клеить, мять, жечь, сворачивать, закручивать, размачивать, т. е. этот благородный материал эффективно развивает у детей мелкую моторику, творческое мышление, воображение. В конечном итоге - самостоятельность в работе с бумагой.
Новизна и значимость моей работы заключается в том, что применение технологии проектной деятельности для развития творческих способностей дошкольников среднего возраста с использованием нетрадиционных методик изобразительной деятельности (в моем случае виды изобразительной деятельности - аппликация, конструирование из бумаги) способствует задать старт развитию навыков проектной деятельности у дошкольников в 5-7 лет.
В моей группе «Звездочки» 20 детей. 11 мальчиков и 9 девочек. В проектной деятельности участвовали все 20 человек. В начале учебного года проводилась диагностика с целью выявления уровня знаний детей в изобразительной деятельности. Она показала, что у детей недостаточно развиты навыки в таком виде изобразительной деятельности, как аппликация.
Также совместно с педагогом – психологом ДОУ проводилось исследование творческих способностей (методика П. Торренса, адаптированная для детей среднего дошкольного возраста. Её результаты показали, что:
- никто из детей не показал высокий уровень развития творческого воображения;
- 35 % детей - средний уровень;
- 65 % детей - низкий уровень.
На основе диагностики и изучения методической литературы, познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования проектной деятельности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Для реализации проекта «Волшебство бумаги» были созданы необходимые условия:
- доступность нетрадиционных техник работы с бумагой для детей (центр изобразительного творчества);
- использовались различные формы занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок);
- в работе использовался иллюстративный материал для наглядности; закупили материал: цветной картон, цветная бумага, креповая бумага, фетр, наборы для творчества.
Изначально проект был задуман, как творческий, но в процессе его реализации, дети проявили любознательность, стали задавать познавательные вопросы, например: «Почему эта бумага называется – «газетная»?», «Как ее сделали, для чего она нужна»? Так, поддержав инициативу детей, были организованы творческо-исследовательские мини – проекты (индивидуальные) : «Виды бумаги» (писчая, газетная, оберточная, картон и т. д.). «Вторая жизнь бумаги». Дети подготовили презентации своих проектов. Изготовили поделки, например, Сережа принес кораблик из газеты, Полина султанчик из оберточной бумаги, Ксюша сделала аппликацию из цветной бумаги. О своей бумаге дети рассказывали с помощью опорных таблиц, которые, естественно, им помогли составить родители.
Также в проект «Волшебство бумаги» включены творческие (коллективные проекты, где инициатором выступает педагог, который создает определенную проблему (задачу) для детей, а дошкольники уже самостоятельно находят пути ее решения. Были организованны творческие (коллективные) проекты: «Волшебная коробочка», «Восьмое марта – праздник мам».
Например, проект «Восьмое марта – праздник мам». Я сформулировала проблему: Что нам понадобится для того, чтобы устроить мамам и бабушкам праздник, т. е. задача такая, чтобы дети самостоятельно придумали и сделали подарки для мам. Конечно, подарки - это не только поделки, но и стихи, сценки, песни. Но главное, чтобы задумка детского творчества исходила от самих детей, а педагог инициирует процесс, т. е. выступает в роли координатора, направляющего. Обычно, традиционно, педагоги самостоятельно составляют сценарий и раздают детям задания. А я увидела, что в процессе подготовки к празднику, у детей возникло желание участвовать в совместной деятельности.
Взаимодействие трёх сторон – участников образовательного процесса (дети, родители, педагог) – важно для реализации и достижения поставленных целей в педагогической практике.
На протяжении реализации проекта проводилась работа с родителями:
Анкетирование родителей, консультации на темы:
-«Развитие творческих способностей детей посредством оригами»;
- «Правильна ли правильная раскраска?» и др.
Родительские собрания в детском саду, в форме семинара – практикума.
На слайде вы видите наши достижения – результаты участия в творческих конкурсах.
Также эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Я использовала:
- практические методы;
- наглядные методы и приемы;
- словесные методы и приемы.
Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников. Вы видите их на экране.
Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения промежуточной диагностики уровня развития творческих способностей у детей. Если сравнить результаты диагностики, то видно: высокий уровень поднялся на 5%, средний уровень повысился на 5%, низкий уровень понизился на 10%
Результаты работы по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность показали: дети с интересом занимаются творчеством, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель применяет различный занимательный материал, нетрадиционные техники работы с бумагой, проекты, организованные по желанию детей.
Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе (соблюдается преемственность). Задача по развитию навыков проектной деятельности у дошкольников в 5-7 лет будет решена, если начать приобщать детей к проектированию, начиная со среднего дошкольного возраста.
Спасибо, за внимание!