Надежда Резванова
Выступление на круглом столе.
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на круглом столе
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репродуктивную, экономическую, досуговую и пр. Одна из главных ее функций воспитательная. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, особенно, в первые пять лет жизни ребенка, сензитивный период, когда формируются психические процессы, эмоции, характер. Поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. В настоящее же время семья, по мнению специалистов, переживает кризис, о чем говорят такие показатели:
Публикация «Выступление на круглом столе,» размещена в разделах
• падение рождаемости (в России 15% бездетных семей,
• рост разводов, распад семей (Россия вышла на первое место в мире,
• сокращение уровня брачности и активный рост внебрачной рождаемости,
• массовый отказ от детей и сдача их в детские учреждения,
• жестокое обращение с детьми, их бегство из дома и бродяжничество,
• преступность.
Имеются также данные о типах семей по их воспитательным возможностям ("благополучные" и "неблагополучные" семьи). Педагогически сильные и относительно сильные семьи составляют 50-60% от общего числа. Остальные относятся к воспитательно-слабым и к семьям, не способным к руководству развитием ребенка. Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.
Причина такого состояния проста – патриархальные ценности, определявшие направления воспитания в семье столетиями и передававшиеся от родителей детям, на современном этапе развития общества в эпоху повсеместной информатизации, утратили свою актуальность, и молодым родителям для правильного воспитания, требуемого именно современным обществом, не хватает психолого-педагогических, медицинских знаний. Эти знания им способны дать мы с вами – специалисты ДОУ.
В работе с семьей - важно создать положительный имидж педагога, детского сада и задать определенную планку в отношениях с родителями. Перефразируя известное изречение «в данном вопросе не мы должны опускаться до уровня педагогической подготовленности родителей и на том уровне общаться, а спуститься к ним, чтобы вместе затем подняться к высотам педагогического мастерства».
В вопросах взаимодействия с семьей в своей работе я поставила для себя и решаю следующие задачи:
- способствовать оптимизации внутрисемейных отношений;
- развивать позитивные детско-родительские взаимоотношения;
- корректировать неадекватные формы поведения и эмоциональные реакции родителей на особенности поведения своих детей.
Для успешного решения этих задач естественно требуется предварительно изучить условия семейного воспитания:
- общую позицию родителей,
- тип воспитания,
- наличие и уровень педагогических знаний у родителей,
- социальные условия жизни семьи,
- образовательный потенциал родителей и т. д.
Исходя из результатов комплексного обследования семьи, можно уже рассматривать перспективы взаимодействия с семьей по различным аспектам воспитательно-образовательного процесса, наметить конкретные направления и тематику работы по повышению уровня педагогической компетентности родителей.
В процессе изучения семьи мы широко используем анкеты и тесты, которые относятся к высоко формализованным методам. (Низко формализованные методы – наблюдение, беседа и др.) Конечно, этими методами обследование не ограничивается, но именно о них хочется поговорить подробнее.
Комплексное изучение семьи мы начинаем уже при приеме детей в детский сад. Уже на первом родительском собрании предлагаем «Анкету для родителей вновь поступивших детей» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, которая начинается словами:
«Уважаемые родители! Нам необходимо знать как можно больше о Вашем малыше, потому что он теперь и наш. Пожалуйста, расскажите о нем!» В этих словах уже заключена установка на сотрудничество, а из нижеследующего содержания анкеты родители понимают, что их ребеночек нам небезразличен, что мы хотим обеспечить ему комфортные условия пребывания в ДОУ, максимально облегчить процесс адаптации.
Использование данного способа установления первичного контакта в течение 2 последних лет показало его высокую эффективность: мамы, и даже папы, гораздо легче стали идти на контакт, желание помочь чем-нибудь не пропадает по окончании младшей группы (как это часто бывает). Повысился авторитет воспитателя, наладилось взаимопонимание.
Из этой анкеты воспитатель узнает об индивидуально-личностных особенностях, которые имеют дети, по мнению родителей. Затем полученная информация используется для заполнения социальных паспортов семей вновь поступивших воспитанников. У нас имеется 5 вариантов этой анкеты, и воспитатель имеет возможность выбирать наиболее целесообразный в данной группе вариант.
Затем, родителям предлагается одна из анкет о состоянии здоровья детей (Анализ анкет представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 2, из которой мы узнаем об особенностях здоровья малышей. Например, в текущем году, мы получили такую информацию по младшей группе:
по оценкам родителей:
- 47% детей имеют склонность к гиперактивности.
- 41% - имеют недостаточно устойчивую психику. Это выражается в частых
колебаниях настроения, двигательной расторможенности, наличии навязчивых
движений, нарушениях сна, излишней тревожности.
- 41% – склонны к частым простудным заболеваниям (возможно - ЧБД)
выявили детей:
- психологическое состояние которых, вызывает тревогу;
- склонных к частым простудным заболеваниям;
- имеющих склонность к аллергическим реакциям;
- с нарушениями в работе выделительной системы;
- имеющих расстройство пищеварительной системы;
- не выявлено страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Такая информация помогает учитывать индивидуальные особенности детей, а также наметить наиболее актуальные направления работы с родителями по педагогическому просвещению, тематику бесед и консультаций.
В частности, по результатам приведенной анкеты были сделаны следующие
выводы и рекомендации (для воспитателя) :
Воспитателю необходимо:
• провести консультацию для родителей по теме «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста» и оформить папку–передвижку «Гиперактивные дети»;
• провести беседу с мамами Я. Егора, К. Алины, Н. Егора, Ч. Виктории, Ж. Лизы о методике закаливания детей в домашних условиях;
• провести беседу с мамами Димы М., Егора П., Алины К., Лизы Ж., Тани З., Даши Р., Алины К., Дианы Я., Егора Н., Лизы Ж. (и т. д. по выявленным у детей проблемам);
• создать максимально психологически комфортную обстановку в группе;
• контролировать тембр голоса, допуская его повышение только в экстренных случаях, угрожающих жизни и здоровью детей;
• контролировать свое психологическое состояние, не допуская переноса негативного, угнетенного настроения на детей (своевременно отдыхать и чередовать различные виды деятельности, чтобы исключить переутомление);
• избегать таких форм и методов работы, которые могут привести к переутомлению детей, строго следить за соблюдением возрастных требований к нагрузке, при этом учитывая индивидуальные особенности ребенка;
• регулярно и системно осуществлять профилактику простудных заболеваний (своевременное проветривание помещений, применение чеснока и лука, йодирование пищи, обширное умывание, привитие гигиенических навыков, гимнастика пробуждения, увеличение двигательной активности и т. д.);
• в работе с детьми постоянно учитывать индивидуальные вышеперечисленные особенности детей.
С выводами и рекомендациями для администрации и заместителя заведующей можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
И в заключение первичного этапа знакомства с семьей предлагаем анкету по итогам адаптации (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
На втором этапе работы с семьей мы изучаем непосредственно уровень общей педагогической подготовленности родителей, стиль внутрисемейных отношений, запросы родителей. Для этого в нашем арсенале имеется 16 анкет и тестов.
Например, проведя анкетирование родителей подготовительной группы с целью выявления их педагогической компетентности, я получила следующие результаты:
- средний уровень педагогической компетентности родителей составляет 37%
(средний – от 33 до 67%, что очень близко к низкому уровню;
- среди родителей еще силен стереотип «все, что говорят по телевидению –
верно», а авторитет педагогов, наоборот, невысок;
- родители недооценивают такие методы воспитания, как личный пример,
совместная с ребенком деятельность, совместный отдых;
- некоторые родители признают, что употребляют в процессе воспитания
словесную угрозу;
- только треть родителей отмечают наличие единства требований в семье.
Исходя из полученных результатов, я запланировала дальнейшую работу с родителями:
1. В повестку родительского собрания включить вопрос о необходимости выработки единых требований к ребенку со стороны всех членов семьи.
2. Провести индивидуальные беседы по данной теме с родителями Рината Х., Полины. С, Павлика К., Илюши Б., Даши П., Лизы Я., Никиты Ч.
3. Побеседовать с родителями Димы Ф., Павлика К., Даши П. о нецелесообразности применения словесной угрозы в воспитании ребенка, рассказать им о других, более приемлемых методах воспитания.
4. Провести совместный досуг с родителями.
5. Предложить родителям (по очереди) книги:
- А. Э. Симановского «Развитие творческого мышления детей»,
- Н. Н. Васильевой, Н. В. Новоторцевой «Развивающие игры для
дошкольников», и другие.
6. Обратиться за консультацией к маме Никиты Ч. по поводу поведения
ребенка («Какими способами дома Вы добиваетесь послушания?») для того, чтобы установить контакт и иметь возможность, в свою очередь, дать совет по воспитанию.
На этом этапе очень полезно бывает тематическое анкетирование. Ведь не только воспитатели, но и родители получают из анкет немало важной информации.
Так, всем педагогам-дошкольникам, но далеко не всем мамам и папам известно, что основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Чтобы акцентировать внимание родителей на этом мы провели анкетирование «Игровое общение с ребенком» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4, из которого узнали, что 50% родителей не играют с ребенком, в основном, из-за нехватки времени. 38% отмечают, что недостаточно внимания уделяют игровым потребностям детей. Результатом этого анкетирования стал повышенный интерес к материалам папки-передвижки «Дайте детям наиграться!» и родительское собрание по игре, на которое пришли почти все родители.
Большое удивление у родителей вызвала анкета «Воспитание любви к малой Родине» (ПРИЛОЖЕНИ Е 5). Некоторые даже не подозревали, что в детском саду с детьми проводится патриотическое воспитание. Соответственно, было заметно повышение авторитета детского сада в глазах родителей. Нелишним стало и напоминание о необходимости воспитания любви к земле, на которой живешь.
В результате родители приняли участие в оформлении альбомов для рассматривания по Тульскому краю.
Очень интересными для родителей оказались результаты проекта «Незаконченное предложение».
Цель: выявление воспитательной ценности общения взрослого с ребенком.
Детям предлагалось закончить предложения:
• «Мама меня хвалит, если я …»
• «Если у мамы болит голова, то…»
• «Если я упаду или что-то разобью, то мама…»
• «Если я отвлекаю маму от чего-то важного, то мама…»
• «Если я отвлекаю папу своим вопросом от просмотра телепередачи, то папа…»
• «Если мама зовет меня кушать, а я продолжаю увлеченно играть, то мама…»
Далее, на родительском собрании было предложено родителям также ответить на эти вопросы. И, конечно же, когда родители слышали ответ своего ребенка и осознавали, как их чадо воспринимает маму или папу, многие, мы надеемся, пересмотрели свое поведение при общении с ребенком.
Так, например, мама отвечала, что не ругает ребенка, если он что-то разобьет. А малыш передавал дословно все выражения, в которых его «мама не ругает». Некоторым мамам приходилось краснеть перед сомой собой.
Показательно было сообщить родителям о том, что только один ребенок сказал: «Если я отвлекаю папу своим вопросом от просмотра телепередачи, то папа сажает меня рядом с собой и отвечает». Для родителей этого ребенка была создана ситуация успеха, а для остальных появился повод задуматься.
В работе по реализации разработанной в нашем саду «Программы оздоровления детей в условиях ДОУ» мы также активно применяем анкеты. По вопросам ЗОЖ, закаливания и физического воспитания у нас есть 9 анкет, которые позволяют сделать выводы о сформированности в семье культуры здоровья. Это:
1. Анкета для изучения культуры здоровья семьи, изучения сформированности ЗОЖ в семье – 3 варианта.
2. Анкета, определяющая отношение родителей к физическому воспитанию.
3. Анкета о состоянии здоровья ребенка – 2 варианта.
4. Анкета “Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”.
5. Тест «Ведете ли вы здоровый образ жизни?»
6. Анкета по итогам адаптации.
В старших группах, когда на первый план выходит подготовка к школе, бывает важно вовремя скорректировать позицию родителей по этому вопросу. Определить эту позицию мы можем с помощью:
1. Анкеты для родителей «Личностная готовность ребенка к школьному обучению».
2. Теста «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».
3. Анкета для родителей будущих первоклассников.
В конце учебного года традицией стало проводить опрос по результатам воспитательно-образовательного процесса. (4 варианта анкет)
Так, например, в прошлом году при помощи анкетирования мы узнали, что 98,8% родителей остались удовлетворены работой детского сада.
Для оценки родителями деятельности воспитателя, например при проведении аттестации, в наличии имеется 4 варианта анкет.
Помимо анкет мы используем тесты. Известно, что «услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, записанное – на 40%, проделанное – на 70%» и поэтому если ты сам выбрал правильный ответ, то точно его запомнишь. Таким образом, тесты также выступают в роли средства повышения педагогической компетентности родителей.
В процессе работы мы убедились, что анкетирование и тестирование являются эффективными средствами изучения семейных условий воспитания и повышения уровня педагогической компетентности родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей вновь поступивших детей.
Уважаемые родители! Нам необходимо знать как можно больше о Вашем малыше, потому что он теперь и наш. Пожалуйста, расскажите о нем!
1. Имя, фамилия ребенка.
2. Возраст мамы ___, папы.
3. Образование мамы ___, папы.
4. Место работы и должность мамы ___
папы ___
.
5. Кто входит в состав Вашей семьи?___
.
6. Сколько в семье детей?.
7. Какого возраста?.
8. Имеет ли семья отдельное жилье? Да, нет (проживаем у родителей мужа, жены, на подселении., другое ___
___нужное подчеркните, впишите).
9. Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое.
10. Как Вы ласково называете ребенка дома? ___
11. Какие любимые блюда предпочитает есть Ваш ребенок дома? ___
.
12. Чего не любит есть ребенок? ___
___
13. Любимые занятия ребенка дома.
14. Любимые игрушки ___
15. Чем не любит заниматься Ваш ребенок? ___
___
16. Какое время проводит Ваш ребенок перед телевизором в день? ___
17. Как часто Вы ходите на прогулку с ребенком? ___
18. Занимается ли Ваш ребенок где-нибудь, кроме детского сада? Где и чем?___
___
19. Укажите сведения, касающиеся Вашего ребенка, которые должен знать воспитатель ___
___
Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анализ анкет родителей о здоровье их детей
Младшая группа. 2009-2010 уч. гг.
Анкеты были предложены в октябре 2009 года.
В анкетировании приняли участие (вернули заполненную анкету) 81% респондентов.
Цели:
-оценка состояния здоровья детей;
-выявление особенностей развития;
-установление аллергического статуса ребенка;
-выявление направлений личностно-индивидуального подхода к каждому ребенку;
-определение методов и форм работы по оздоровлению детей;
-определение тематики для работы с родителями.
№ Бывают ли Да Нет
кол/% кол/%
I 1 Головные боли беспричинные, при волнении, после физической нагрузки, после посещения детского сада, школы 17 /100
2 Слезливость, частые колебания настроения, страхи 6 /35 11 /65
3 Слабость, утомляемость после занятий (в школе, детском саду, дома) 17/100
4 Нарушения сна (долгое незасыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам) 5 /29 12 /71
5 Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении 2 /12 15 /88
6 Головокружения, неустойчивость при перемене положения тела 17 /100
7 Обмороки 17 /100
8 Двигательная расторможенность (не может долго усидеть на месте) 8 /47 9 /53
9 Навязчивые движения (теребит одежду, волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, часто мигает, заикается) 7 /41 10 /59
Показатель здоровья по I разделу-0.82 18% 82%
II 10 Боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, перебои 17 /100
11 Повышение артериального давления 17 /100
Показатель здоровья по II разделу-1 0% 100%
III 12 Часто насморк (4 и более раз в году) 7 /41 10 /59
13 Часто кашель (4 и более раз в году) 2 /12 15 /88
14 Часто потеря голоса (4 и более раз в году) 1 /6 16 /94
Показатель здоровья по III разделу-0.81 19% 81%
IV 15 Боли в животе 4 /24 13 /76
16 Боли в животе после приема пищи 2 /12 15 /88
17 Боли в животе до еды 2 /12 15 /88
18 Тошнота, отрыжка, изжога 17 /100
19 Нарушение стула (запоры, поносы) 1 /6 16 /94
20 Заболевания желудка, печени, кишечника 17 /100
Показатель здоровья по IV разделу-0.91 9% 91%
V 21 Боли в пояснице 1 /6 16 /94
22 Боли при мочеиспускании 17/100
Показатель здоровья по V разделу-0.98 2% 98%
VI 23 Реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (отеки, затрудненное дыхание, сыпь) 2 /12 15 /88
24 Реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание) 17 /100
25 Появление экссудативного диатеза (покраснение кожи, шелушение, экзема) 2 /12 15 /88
Показатель здоровья по VI разделу-0.92 8% 92%
Средний показатель здоровья по группе - 0.91
По оценкам родителей:
47% детей имеют склонность к гиперактивности.
41% - имеют недостаточно устойчивую психику. Это выражается в частых колебаниях настроения, двигательной расторможенности, наличии навязчивых движений, нарушениях сна.
41% – склонны к частым простудным заболеваниям (возможно - ЧБД)
Наибольшую тревогу вызывают психическое состояние (К. Даша, Р. Даша, П. Егор, К. Алина, К. Алина, М. Миша и Катя, Я. Диана, М. Дима, Н. Егор, Ч. Виктория, Ж. Лиза) и склонность к частым простудным заболеваниям (Я. Егор, К. Алина, Н. Егор, Ч. Виктория, Ж. Лиза)
Родители Димы М., Егора П., Алины К. отмечают наличие признаков аллергии.
Нарушения в работе выделительной системы отмечают родители Лизы Ж.
Расстройством пищеварительной системы страдают Таня. З, Даша Р., Алина К., Диана Я., Егор Н., Лиза Ж.
Никто из детей не страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Выводы и рекомендации:
1. Заместителю заведующей по ВМР провести консультации с воспитателем младшей группы по теме «Гиперактивные дети», «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста», оказать методическую помощь.
2. Воспитателю необходимо:
- провести консультацию для родителей по теме «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста» и оформить папку–передвижку «Гиперактивные дети»;
- создать максимально психологически комфортную обстановку в группе;
- контролировать тембр голоса, допуская его повышение только в экстренных случаях, угрожающих жизни и здоровью детей;
- контролировать свое психологическое состояние, не допуская переноса негативного, угнетенного настроения на детей (своевременно отдыхать и чередовать различные виды деятельности, чтобы исключить переутомление);
- избегать таких форм и методов работы, которые могут привести к переутомлению детей, строго следить за соблюдением возрастных требований к нагрузке, при этом учитывая индивидуальные особенности детей;
- регулярно и системно осуществлять профилактику простудных заболеваний (своевременное проветривание помещений, применение чеснока и лука, йодирование пищи, обширное умывание, привитие гигиенических навыков, гимнастика пробуждения, увеличение двигательной активности и т. д.);
- в работе с детьми постоянно учитывать индивидуальные вышеперечисленные особенности детей.
3. Администрации:
- рассмотреть возможность введения должности психолога,
- создавать максимально позитивную и психологически комфортную обстановку в коллективе, предупреждая возникновение конфликтов на почве межличностных отношений;
- вести строгий контроль за организацией питания детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета по итогам адаптации для родителей.
1. Ф. И. ребёнка ___
2. С какого времени ребёнок посещает д/с ___
3. Как Вы считаете, завершился ли процесс адаптации у Вашего ребё нка: «да», «нет», «незнаю».
4. Как Вы считаете, процесс адаптации у Вашего ребё нка протекал:
а) легко ___б) средне ___в) тяжело ___
5. С какими трудностями Вы столкнулись или сталкиваетесь в процессе адаптации___
___
___
6. Какую информацию Вы хотели бы получить от специалистов д/ с:___
___
___
Дата заполнения: ___ Подпись: ___
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Игровое общение с ребенком
Опрос
Цели: узнать, как родители относятся к игре как средству общения с ребенком; проанализировать опыт родителей по использованию игр в семейном воспитании.
Уважаемые родители/
Выразите, пожалуйста, мнение по поводу следующих суждений. Если суждение совпадает с вашим мнением, обведите соответствующий номер кружком, если нет — зачеркните, в случае сомнения — поставьте рядом с номером вопросительный знак.
1. Я внимательно отношусь к потребности моего ребенка в игре.
2. Дома у ребенка выделено специальное место, где он может свободно играть с игрушками.
3. Я не ругаю ребенка за беспорядок и хаос в его комнате, если это связано с незаконченной игрой.
4. Я, как правило, не говорю ребенку, чтобы он немедленно прекратил играть и выполнял мое распоряжение.
5. Я поддерживаю ребенка в придумывании историй и фантазировании.
6. Я практически ежедневно нахожу время, чтобы хоть немного поиграть с ребенком.
7. Я помогаю ребенку в придумывании новых сюжетов, играю с ним в уже знакомые игры.
8. Я никогда не наказываю ребенка отказом в игре, общении.
9. Я хвалю ребенка за умение интересно и увлеченно играть.
10. Я позволяю ребенку играть с разными предметами и ненужным хламом (пустые пузырьки, баночки, упаковки от продуктов, куски ткани).
11. Я предпочитаю, чтобы основную часть свободного времени дома ребенок играл.
12. Я никогда не говорю играющему ребенку фразы, типа: «Хватит бездельничать, пора заняться делом».
Кто заполнил опросник: мать, отец, бабушка, дедушка (подчеркните).
Обработка данных
Подсчитываются в процентах все ответы, обведенные кружком, зачеркнутые и с вопросительным знаком. Выделяются номера суждений, получивших наибольший процент положительных ответов. Ключевые суждения — 5,6,7,10,11. Они характеризуют игровую инициативу родителей. Традиционные суждения — 1,2, 3,4, 8, 9,12. Они отражают родительскую позицию, связанную лишь с одобрением игровой активности самого ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ»
1. Как вы понимаете определение «патриотизм», гражданственность?___
___
2. Говорят ли о патриотических чувствах к родному краю в Вашей семье. В чем это проявляется?___
3. Посещаете ли Вы с детьми уголки природы Тульского края, исторические места? Какие? Как часто?___
4. Имеется ли в семье литература о Тульском крае. Читаемая ли она в семье?___
___
5. Рассказывают ли дети Вам о том, что узнали в детском саду о родном городе, природе?___
___
6. Как Вы оцениваете интерес своего ребенка (детей) к Малой Родине? низкий, высокий, средний (нужное подчеркните)
7. Сформировано ли у Ваших детей чувство: (подчеркните) :
а) любви к семье
б) любви к родному городу
в) гуманное отношение к миру природы
г) нравственные и эстетические чувства
8. Присутствует ли в семье активная жизненная позиция воспитания детей в духе любви к Родине, народу, его культуре?___
9. Нужна ли Вам помощь детского сада по данному вопросу?___
Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Список анкет и тестов для работы с родителями,
имеющихся в МДОУ «Бородинский д/с «Теремок» :
анкеты для изучения запросов родителей
1. Анкета для изучения запросов родителей – 2 варианта.
2. Анкета для определения наиболее интересных для них форм взаимодействия.
для определения уровня педагогической компетентности семьи:
1. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей – 3 варианта
2. Анкета по выявлению ценностных ориентаций родителей.
3. Тест «Утверждения, с помощью которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка».
4. Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?».
5. Анкета для родителей на тему: «Нравственное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре».
6. Анкета для родителей «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному».
7. Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?»
для определения стиля внутрисемейных отношений:
1. Анкета «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».
2. Анкета для родителей (по теме наказаний).
3. Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
4. Игровое общение с ребенком – 2 варианта.
5. Вопросник, позволяющий определить степень совпадения эмоционального состояния
детей и родителей.
по вопросам здоровьесбережения и ЗОЖ:
1. Анкета для изучения культуры здоровья семьи, изучения сформированности ЗОЖ в семье – 3 варианта.
2. Анкета, определяющая отношение родителей к физическому воспитанию.
3. Анкета о состоянии здоровья ребенка – 2 варианта.
4. Анкета “Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”.
5. Тест «Ведете ли вы здоровый образ жизни?»
6. Анкета по итогам адаптации.
по вопросам ОБЖ:
1. Анкета по вакцинопрофилактике для родителей.
2. Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улицах города».
тематические анкеты по разделам
воспитательно-образовательного процесса:
1. «Воспитание любви к малой родине».
2. «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
3. О приобщении ребёнка к книге и чтению.
4. Анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого-краеведческому
воспитанию дошкольника.
по вопросам подготовки детей к школе:
1. Анкета для родителей «Личностная готовность ребенка к школьному обучению»
2. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
3. Анкета для родителей будущих первоклассников.
анкеты по итогам воспитательно-образовательной работы:
1. Анкета для изучения мнения родителей о работе д/с.
2. Опросник родителей, выявляющий их мнение о работе дошкольного учреждения и о сотрудничестве ДОУ с семьей.
3. Оценка деятельности дошкольного учреждения и воспитателей родителями.
4. А. для родителей о перспективах работы детского сада.
Также, анкеты для воспитателей и учителей начальных классов.