Елена Метелкина
Выступление из опыта работы по проекту «Мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Всё совершенствует природа»
Лукреций
Дети - неутомимые исследователи окружающего мира. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка, на прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. У него рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания. Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичность. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Публикация «Выступление из опыта работы по проекту „Мир природы“» размещена в разделах
Моя задача - развить и закрепить познавательное и эмоциональное отношение к окружающему миру, в том числе, к природе, воспитывать в ребенке умение понимать природу такой, какая она есть на самом деле, со всеми естественными, такими простыми и в то же время великими в своей гармонии свойствами, учить ребёнка анализировать и обобщать увиденное.
Ещё в далё ком прошлом Цицерон писал: «Изучение и наблюдения природы породило науку», поэтому в своей работе я использую наблюдение, т. к. считаю это ведущим методом в экологическом воспитании. Оно позволяет показать:
-Красоту, своеобразие, неповторимость, данного организма, явления, предмета или целого пейзажа,
-Особенность строения,
-Циклические изменения, происходящие в природе : семя- растение- семя; детёныш- взрослое животное- детёныш; зима- весна- лето- осень- зима,
-Связь данного объекта с окружающим миром: растение- почка, растение- вода, растение- солнце, растение- человек и т. д.
В ходе наблюдений использую различные методические приё мы: грамзаписи музыкальных произведений, звуков природы, различные картины, пословицы, поговорки, заклички, стихи, игры и многое другое. Дети очень любят сказки, поэтому в ходе наблюдений я рассказываю сказки собственного сочинения или подобранные из литературы, через сказку ребёнку легче представить и понять жизнь леса, луга, необходимость соблюдения культуры поведения в природе. Во время наблюдения, обращаю внимание на эмоциональное восприятие детей, способствую накоплению чувственного опыта. Уделяю большое внимание сенсорному развитию детей. Информация, полученная ребёнком при сенсорном обследовании объекта сопровождается не только словесными пояснениями, но и приёмами регулирующими эмоциональное восприятие (ласковый голос, образное сравнение, эпитеты и. т. д., т. е. объект воспринимается не только физически, но и «душой».
Проектный метод, используемый мною, способствует ознакомлению детей с природой и окружающим миром, он называется: «Мир природы», первая часть которого «Времена года». Уже в младшем возрасте я знакомлю детей с азами экологии по программе «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Важная роль в обучении отводится игре, сказке, музыке, театру, художественно- продуктивной деятельности. Активно в своей работе использую ТРИЗ, что делает процесс познания более интересным и насыщенным, провожу занятия, построенные на вопросах к детям, основанные на их опыте, знаниях о явлениях в природе, а также метод создания проблемной ситуации, эмпатию, вместе исследуем и экспериментируем. Изготовила «Кольца Луллия» - это один из вариантов использования метода морфологического анализа. Моим воспитанникам очень нравиться заниматься в кружке «Хочу всё знать» с использованием методики Марии Монтессори, главным направлением которого является: «Ознакомление детей дошкольного возраст с окружающим миром», а девизом «Помоги мне это сделать самому». В работе с детьми я предоставляю возможность им ощутить себя частичкой окружающего мира, поощряю умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы Чаще стала слышать «почему?», «зачем?», «расскажите». Это значит преодолено непонимание, безразличие. Детям ужу недостаточно простого созерцания природы, у них появилась органическая потребность в установлении причинно- следственных связей природных явлений.
Прежде всего я говорю детям о самоценности природы, а лишь затем- как мы её используем. Стараюсь объяснить и показать ребёнку, что любой живой организм включён в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. А самое главное моя работа направлена на формирование у детей понятия бережного отношения ко всему окружаюшему, воспитываю у малышей устойчивое негативное отношение к таким актам вандализма, как разрушение гнёзд, муравейников, бессмысленное уничтожение живых существ. Рассказываю детям о том, что охранять природу надо не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что природа, в которой всё взаимосвязано живёт по своим законам. Стараюсь подвести детей к понятию того, что для людей окружающая природа, имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам нужны воздух, вода и пища. Их даёт нам природа, и только тот человек живёт интересно, кто каждый день узнаёт что- то новое, удивительное. М. Пришвин писал: «Всё прекрасное на земле- от солнца, и всё хорошее от человека»