Раиса Шадрина
Физическое воспитание ребёнка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание ребёнка в детском саду в значительной степени обеспечивается различными видами физических упражнений. Среди них большое место занимают и спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и санках и др. При рациональном обучении дети сравнительно легко овладевают основами техники этих движений.
Публикация «Физическое воспитание ребёнка в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа и местности.
Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются все мышечные группы и особенно мышцы спины.
Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания).
Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость.
В нашем детском саду № 70 «Теремок» ведется обучение детей ходьбе на лыжах со среднего дошкольного возраста. В ДОУ на спортивной площадке и за территорией прокладывается лыжня, где дети обучаются ходьбе на лыжах. Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательно начинаю с подготовительного периода. В физкультурные занятия включаю упражнения: ходьба на носках, наружных краях стопы, сжимание и разжимание пальцев ног, вращение обруча ногами, собирание шнура пальцами ног. Очень важно тренировка вестибулярного аппарата. Играю с детьми в игры и эстафеты. Например, игры «Пробеги и не задень», «Воротца», «Поменяй флажок», «Встречная эстафета».
Знакомлю детей с зимними видами спорта, рассматриваем иллюстрации лыжников. Провожу беседы: «Как мы ходили на лыжах», «Зимние игры», «Малые олимпийские игры» т. д.
Занятие состоит из трех частей.
Вводная часть – разогревание организма.
Основная часть – обучение детей передвижению на лыжах.
Заключительная часть – постепенное снижение нагрузки.
Задачи обучения.
1. Развивать «чувство лыж», «чувство снега».
2. Развивать динамическое равновесие.
3. Способствовать овладению ритмической ходьбой на лыжах
4. Продолжать обучение скользящему шагу.
С чего начинаю.
Прежде всего учу детей самостоятельно нести и надевать лыжи и без посторонней помощи подниматься после падения. Учу детей дышать через нос. Предлагаю ребенку постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу и поставить на снег.
Затем перехожу к обучению передвижения ступающим шагом без палок. Преждевременное использование палок приучает детей «висеть» на них. Учу детей ходьбе на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, при этом задний конец лыж прижимается к снегу, туловище несколько наклонено вперед. Этот способ передвижения развивает равновесие и ритм, подготавливает к освоению более сложных лыжных ходов.
В старшей группе совершенствую навык скользящего шага. Здесь стремлюсь к тому, чтобы скользящий шаг ребенка был длинным,накатистым, ритмичным. На каждом занятии провожу упражнение скольжение по прямой линии. Большое внимание уделяю правильной посадке лыжника. Я показываю позу лыжника и поясняю: «Ноги нужно слегка согнуть в коленях, плечи немного наклонить вперед, руки опустить, смотреть вперед. Затем дети принимают эту позу, а я исправляю положение ног и туловища. При ходьбе скользящим шагом лыжник отталкивается поочередно, то левой, то правой ногой. При отталкивании правой ногой, левая сгибается в колене и выносится вперед: на нее полностью переносится тяжесть тела и происходит скольжение. Затем ребенок отталкивается правой ногой, и скользит на левой.
Инструктор всегда должен следить за выполнением основных моментов скользящего шага:
- правильностью исходного положения, посадки лыжника;
- удержание равновесия при скольжении;
- длительностью скольжения на одной ноге.
Учу детей соблюдать правила ходьбы на лыжах:
- не разговаривать на дистанции;
- идти, соблюдая интервал;
- не отставать и не наезжать на лыжи вперед идущего.
Ходьба по учебной лыжне для детей пяти-шести лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжне отрабатываются основные элементы техники передвижения. Инструктор находится в середине круга по мере необходимости (если дети допускают ошибки) может показать детям отдельные элементы ходьбы на лыжах. Каждое занятие проводится с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей.
Учу детей играть в подвижные игры, эстафеты на лыжах. Игра «Накаты», «Шире шаг», «Воротца», «Пройди не задень», «На одной лыже» и т. д.
Обучение подъем «лесенкой» следует начинать на ровном месте, спускаться с небольшой горки на полусогнутых ногах.
В конце марта провожу «Малые олимпийские игры» среди старших подготовительных групп. Провожу спортивный праздник «Зимушка-зима», где дети соревнуются в ходьбе на лыжах и катанию на санках.
Хочется обратить внимание на следующее: родители интересуются успехами детей, принимают активное участие в соревнованиях, в конкурсе на лучшую фотографию «Зимняя прогулка на лыжах», в ремонте спортивного инвентаря.
Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями. Дети с удовольствием занимаются на лыжах.