Малютина Кристина Сергеевна
Выпускная квалификационная работа
▼ Скачать + Заказать документы
В статье будет описано краткое содержание теоретической части выпускной квалификационной работы по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами и качествами различных материалов через организацию исследовательско – творческого проекта».
В данной работе используются следующие термины: познавательная активность, познавательный интерес, формы обучения, проектная деятельность, экспериментирование.
Публикация «Выпускная квалификационная работа» размещена в разделах
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения строят свою деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Познавательное развитие, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Данные требования реализуются в различных видах деятельности, присущих детям дошкольного возраста. В том числе – познавательно – исследовательской деятельности – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. [1, с. 3]
Исследование предметов детьми происходит очень активно на протяжении всего детства. У детей с рождения заложено большое желание исследовать что-то новое. В старшем дошкольном возрасте дети уже не просто стараются познать свойства и качества предметов и материалов, а пробуют применить эти знания в практической деятельности. Для того чтобы помочь детям делать грамотные выводы о свойствах и качествах предметов и материалов, педагогу необходимо целенаправленно организовывать процесс ознакомления с данными объектами.
Доказано, что дети наиболее эффективно усваивают новый материал в процессе самостоятельной практической деятельности. Исходя из этого, самым эффективным видом деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами и качествами различных предметов и материалов, является экспериментирование.
Ознакомление детей с предметным миром в дошкольной педагогике всегда считалось одной из важнейших задач педагога, для решения которой многие ученые выдвигали свои системы ознакомления с предметами, в их числе были М. Монтессори, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель.
На сегодняшний день эта проблема не утратила своей актуальности. Многие современные педагоги, такие как: О. В. Дыбина, С. А. Козлова, Н. А. Короткова, отмечают важность ознакомления детей дошкольного возраста с предметным миром посредством экспериментирования.
Становление новой системы образования определяется требованиями современного общества. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас общество ставит новые требования, в которых человек в первую очередь должен быть творческой личностью, умеющий решать проблемы нестандартными способами.
На смену традиционным формам образования, приходят современные нестандартные формы обучения, которые направлены в первую очередь на развитие творческой личности. К таким нетрадиционным методам организации обучения относится проектная деятельность.
Преимущество проектной детальности заключается в том, что при правильной организации, она способствует развитию у детей самостоятельности в обучении и формированию умения продумывать нестандартные формы решения проблемы. Одним из немаловажных преимуществ проектов является включение всех участников образовательного процесса: педагогов ДОО, родителей и детей в процесс решения определенного вопроса.
Правильно организованный исследовательско – творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами и качествами различным материалов позволит эффективно сформировать у детей знания, которые останутся у них на долгое время.
Исследовательско – творческий проект, как инновационную форму организации педагогического процесса изучали многие ученые такие, как: Н. Е. Веракса, Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.
С. Л. Гвинейская в своей работе дала определение проекта, как метода: «это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели». [7, с. 11]
Н. А. Виноградова и Е. П. Панкова в своей работе дали определение современного понимания метода проекта: «Это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией». [5, с. 62]
Вот что о проектирование в своем пособии писала Л. И. Гурье: «Проектирование предвосхищает в идеальной форме результаты как материально–практической, так и духовной деятельности, то есть как внешнего, так и внутреннего мира человека». Это суждение говорит о том, что проектная деятельность помогает развивать все стороны жизни человека. [8, с. 28]
Несмотря на доказанность и обоснованность эффективности применения исследовательско – творческих проектов в ознакомлении дошкольников с окружающим миром, немногие воспитатели спешат использовать этот метод в своей работе. Такое противоречие возникает из-за нехватки знаний и малого количества методических разработок по данной теме.
Исходя из этого целью нашего исследования стало теоретическое обоснование и практическая проверка условий организации исследовательско – творческого проекта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами и качествами различных материалов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КАЧЕСТВАМИ И СВОЙСТВАМИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1.1. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста со свойствами и качествами различных материалов
Мир вещей для ребенка открывается уже с раннего возраста, он становиться первым и, безусловно, важным объектом, который ребенок пытается самостоятельно исследовать. Задачей взрослого в данной области является помощь в достижении правильного понимания ребенком окружающего мира.
Одной из самых популярных программ, по которой работают детские сады, является программа «От рождения до школы». В ней можно хорошо проследить усложнение задач по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметным миром. Так, например, по ней в младшей группе у детей начинают формировать представления о предметах ближнего окружения. Их учат определять цвет, величину, форму, вес предметов. Начинают знакомить с различными материалами. Основная задача воспитателя – создание и поддержание интереса у детей к изучению ими предметного мира. [3, стр. 170 - 171]
В средней же группе детей начинают учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов. Воспитатель формирует умение у детей рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах, объясняет целесообразность изготовления предмета из определенного материала. Главные задачи, стоящие перед воспитателем: создание условий для расширения представлений детей об предметном мире, развитие любознательности и наблюдательности у детей. Также, немаловажным здесь становится поощрение попыток детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые формы обследования. [3, стр. 199 – 200]
Знакомство с предметным миром старший дошкольников – процесс, который направлен на расширение и углубление знаний детей. Вот какие задачи стоят по программе «От рождения до школы» перед воспитателем старшей группы: «Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту … Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов. Побуждать сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам … Объяснять, что предметы имеют прошлое, настоящее и будущее». [3, стр. 234 - 235]
Одним из самых эффективных видов деятельности по ознакомлению дошкольников с предметным миром, является экспериментирование. Вот, что про данный метод обучения детей говорил Н. Н. Подъяков: «В экспериментировании ярко представлен момент самодвижения, саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объектов, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования». [18, стр. 68 - 69]
Для каждого периода дошкольного возраста есть свои особенности в ознакомлении их с предметным миром, которые необходимо учитывать воспитателю при организации занятий с детьми. Поскольку экспериментирование основывается, как правило, на чувственном анализе предмета и практической деятельности с ним, то воспитателю необходимо знать и помнить понятие ощущения и особенности данного процесса в конкретном возрасте. «Подобно тому, как вещества складываются из простейших элементов … так и процесс познания складывается из ощущений» - писал в своем учебнике Г. И. Челпанов. [23]
Наиболее полно вопрос ознакомления с предметным миром через опыты и эксперименты рассматривала О. В. Дыбина. В одной из своих работ она смогла точно описать содержание знаний детей о предметном мире в старшем дошкольном возрасте: «Дети старшего дошкольного возраста знают, что такое металл, резина, пластмасса, могут назвать их качества и свойства, выделять признаки материалов на основе структуры поверхности, мягкости или твердости, хрупкости или прочности; могут устанавливать связи и отношения между материалом предметов и способом их применения, а также заглядывать в прошлое материала. Дети данного возраста уже не только могут сказать, что предмет сделан из металла, пластмассы, кожи и т. д, но и знают разновидности материалов, например, что бумага бывает салфеточная, оберточная, гофрированная, бархатная. Они могут вычленить общие признаки стекла, отличать его от фаянса или полиэтилена; могут вычленять признаки металла, понимать, что пользоваться предметами надо в зависимости от свойств и качеств материала и связи с этим правильно за ними». [10]
А вот, что в своем пособии об особенностях экспериментальной деятельности в старшей группе написала А. И. Иванова: «В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов… Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.) … В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации». [12, стр. 42 - 23]
В. А. Деркунская же считала, что для старших дошкольников игры – эксперименты необходимо ориентировать на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребенку 5 – 7 лет. Невозможно не согласится с автором с тем, что такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщать имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, сделать правильные выводы. [9, стр. 5]
О. В. Дыбина важное место в ознакомлении старших дошкольников с материалом предметов отдавала процессу освоению действий разного характера (экспериментирование, моделирование, алгоритмические) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). «Для детей данного возраста характерно умение самостоятельно выделять общие свойства и качества предметов, актуализировав прошлый опыт. Они ставят перед собой поисково – творческие задачи, высказывают свои предположения и определяют алгоритм деятельности» - так писала в одной из своих книг О. В. Дыбина. [7]
1.2 Роль исследовательско – творческих проектов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста
Познавательное развитие детей – это одно из самых важных направлений работы воспитателя. Организуя различные занятия по познавательному развитию, воспитатель старается дать детям максимум знаний о том или ином объекте. Для формирования у детей наиболее полных представлений о предметном мире и просто познавательного развития, необходимо проводить комплексную работу, в которой будут затрагиваться все сферы деятельности детского сада относительно детей. Таким комплексным методом организации познавательного развития является исследоваетльско – творческий проект.
Исследовательско – творческий проект – это один из самых интересных и эффективных методов ознакомления детей с чем – либо. Он обеспечивает связь между ранее полученными знаниями и умением применять их на практике. Одним из немало важных преимуществ данного метода является включение всех участников образовательного процесса в деятельность по решения конкретной проблемы.
По программе «От рождения до школы» проектная деятельность начинает включаться в образовательный процесс со средней группы. В старшей же группе она начинает набирать активные обороты, здесь дети учатся реализовывать проекты трех типов: исследовательские, творческие и нормативные. [3, стр. 231]
Многие ученые давали определение проектной деятельности. Так, например, в своей статье И. А. Акулинина использует такое определение: «Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере и нормированная, исходя из принятых в науке традиций». [2]
А вот, что Н. А. Виноградова писала о проектной деятельности: «Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий…». [5] Невозможно не согласится с данным высказыванием, поскольку проект, как метод действительно является новой деятельность, которая находится в стадии активного развития, она имеет хорошие перспективны, поскольку уже в данное время многими учеными был признана его эффективность в ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром.
Н. В. Ермолова в своей статье пишет о том, что не всю деятельность воспитателей совместно с детьми и родителями можно отнести к проектной. «Проектом является комплекс мероприятий, в которых дети выступают активными участниками, авторами идей и исполнителями» - такое простое и понятное определение в своей работе дает Н. В. Ермолова. [11]
Н. А. Короткова в своей статье отмечала следующее значение исслдеовательско – творческого проекта в познавательном развитии дошкольников: «К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей. Иначе говоря, одновременно с усложнением внутреннего мира происходит движение в сторону дифференциации сфер деятельности в зависимости от того, что становится важным». Данная цитата говорит о том, что уже ближе к старшему дошкольному возрасту дети начинают проявлять максимальную инициативность во всех видах деятельности. [13]
Инициатива детей – это и есть самый важный компонент исследовательско – творческого проекта, без которого, как писала в своей статье Н. В. Ермолова, проектная деятельность не будет считаться таковой. [11]
Познавать окружающий мир дети начинают уже с самых малых лет. Попадая в неизведанный мир предметов, ребенок первым делом начинает его исследовать путем практической деятельность. К старшему дошкольному возрасту у детей проявляется не просто интерес к познанию предмета, они стараются изучать его обдуманно. Гораздо интереснее и эффективнее происходит знакомство с предметом в разных формах деятельность. Благодаря проектной деятельность у детей развивается познавательный интерес, интерес к творческому изучению предмета и желание его преобразовывать – создавать что-то новое.
Выводы по главе 1
Подводя итоги, можно сказать, что расширение и углубление знаний старших дошкольников о предметном мире – это одно из самых важных направлений работы воспитателей. Поскольку каждый дошкольный возраст имеет свои психологические особенности, с детьми старшего дошкольного возраста лучше всего организовывать такие формы деятельности, в которых дети смогли бы самостоятельно, путем проб и ошибок, познать неизведанный им объект или явление.
Многими учеными было доказано, что экспериментирование – это самый лучший метод ознакомления дошкольников с чем-либо. Поскольку опыты и эксперимента – это и есть та самая практическая деятельность, которая может позволить ребенку не просто узнать с помощью рассказов воспитателя о предмете, а самому, путем действий с ним, узнать об объекте максимум информации.
Качественно решить любую возникшую образовательную проблему можно лишь организовав комплексную работу над ней. Поскольку проект является инновационным комплексным методом познавательного развития детей дошкольного возраста, его организация может позволить воспитателю не просто сформировать у детей определенные знания, но и развить у детей умение творчески подходить к решению проблемы.
На наш взгляд, организация исследовательско – творческого проекта для решения воспитателем какой – либо задачи – это самый оптимальный способ донесения до детей необходимой информации и воспитанию у них различных качеств личности. А в современных реалиях пандемии проект может стать не просто хорошим средством, но и одним из самых доступных методов воспитания детей дошкольного возраста.
Как показал анализ опыта работы воспитателей, проект является востребованным методом воспитания среди практикующих воспитателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 № 1155 (ред. От 21.01.2019). – Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 1.10 2021). - Текст : электронный.
2. Акулинина, И. А. Организация исследовательской и проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. – Текст : электронный // Современная высшая школа : инновационные аспекты. – 2014. - №3. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения : 16.12.21).
3. Арапова-Пискарева, Н. А. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Н. А. Арапов-Пискарева., К. Ю. Белая., М. М. Борисова ; под ред. Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой. – Москва : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2019. – 328 с. - ISBN 978–5-4315-1576-7. – Текст : непосредственный.
4. Белая, К. Как организовать творческий проект с детьми. Паспорт проекта / К. Белая, Е. Каралашвили, Л. Павлова. – Текст : электронный // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2020. - №5. – URL : https://e.stvospitatel.ru/813339 (дата обращения :). – Режим доступа : для зарегистр. и купивших подписку.
5. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – Москва : АЙРИС – пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). - ISBN 978-5-8112-3453-0. – Текст: непосредственный.
6. Волошена Е. А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. – Текст : электронный // Приволжский научный вестник. – 2014. - №9. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения :).
7. Гвинейская, С. Л. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: консультации для педагогов. – Текст : электронный. – 2010. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1635671846&tl. (дата обращения : 31.10.21).
8. Гурье, Л. И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие / Л. И. Гурье ; Федер. агентство образования, Казан. гос. технол. ун-т. – Казань: Казан. гос. технол. университет, 2004. – 206 с. – Текст : непосредственный.
9. Деркунская, В. А. Игры – эксперементы с дошкольниками : учебно – методическое пособие / В. А. Деркунская., А. А. Ошкина. – Москва : ООО «Центр педагогического образования», 2013. – 64с. - ISBN: 978-5-91381-090-7. – Текст : непосредственный.
10. Дыбина, О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе детского сада : методическое пособие / О. В. Дыбина. – Москва : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. - 80 с. - ISBN: 9785431504785. – Текст : непосредственный.
11. Ермолова Н. В. Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми / Н. В. Ермолова. – Текст : электронный // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. - №1. – URL : https://e.stvospitatel.ru/430786 (дата обращения : 5.01.22). – Режим доступа : для зарегистр. и купивших подписку.
12. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова – Москва : Творческий Центр, 2007. – 53 с. - ISBN 978-5-89144-794-3. – Текст: непосредственный.
13. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. – Текст : электронный // Миры детства – конструирование возможностей : официальный сайт комплексной программы дошкольного образования «Миры детства – конструирование возможностей». – 2003. – URL : https://miridetstva.ru/tekstyi/922-n.a.-korotkova.-poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-starshix-doshkolnikov (дата обращения : 16.12.21).
14. Лукина, Т. Н. Сборник опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» : методическое пособие. – Текст : электронный. – 2019. – URL : http://ruzcheek19arm.ru/wp-content/uploads/2019/12/сборник-опытов-экспериментов. pdf (дата обращения :).
15. Матвиенко, Л. Ю. Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста. – Текст : электронный // Инфоурок. – 2019. – URL : https://infourok.ru/kartoteka-opitov-i-eksperementov-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-3984092.html (дата обращения :).
16. Михнева, Я. Б. Обобщение педагогического опыта по теме "Проектная деятельность в ДОУ". – Текст : электронный // Инфоурок ведущий образовательный портал России. – 2021. – URL : https://infourok.ru/obobshenie-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-proektnaya-deyatelnost-v-dou-4934301.html (дата обращения : 16.12.21)
17. Подъяков, Н. Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника. – Текст: электронный // Исследователь Researcher. – 2009. – №2. – С. 68 – 75 - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-eksperimentirovanie-i-evristicheskaya-struktura-opyta-rebenka-doshkolnika/viewer (дата обращения : 27.10.21).
18. Скопина, М. А. Экспериментальная деятельность в детском саду по ФГОС, картотека опытов и экспериментов : методическая работа. – Текст : электронный // М. А. Скопина. – Электронные данные. – 2018. – URL : https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html (дата обращения : 16.12.21).
19. Смирнова, Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы воспитателя). – Текст : электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – 2018. – URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/21/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu-iz-opyta-raboty (дата обращения :).
20. Тикко, М. П. Выступление из опыта работы: «Проектный метод в организации образовательной деятельности ДОУ». – Текст : электронный // Мультиурок. – 2018. – URL : https://multiurok.ru/files/vystuplenie-iz-opyta-raboty-proektnyi-metod-v-orga.html (дата обращения : 16.12.21).
21. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : методическое пособие / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – Санкт – Петербург : ДЕТСТВО – ПРЕСС. – 2015. – 128 с. - ISBN 978-5-89814-402-9. – Текст : непосредственный.
22. Челпанов, Г. И. Психология : учебник / Г. И. Челпанов – Москва : Юрайт, 2021. – 221 с. – (Анталогия мысли). – ISBN 978 – 5 – 534 – 12188 – 9. – URL : https://urait.ru/viewer/uchebnik-psihologii-447008#pa. (дата обращения : 27.11.21). – Режим доступа : Электронно – библиотечная система Юрайт ; для заригистрир. пользователей ДПК. - Текст : электронный.