Оксана Мосиенко
Информационно-познавательный групповой проект «Встречаем пернатых друзей на Белгородчине»
▼ Скачать + Заказать документы
Мосиенко Оксана Викторовна
Паспорт проект
Название проекта Встречаем пернатых друзей на Белгородчине
Вид проекта
По форме проведения: экскурсия, развлечение, беседа
По основной деятельности: информационно- познавательный
По количеству участников: групповой
Публикация «Информационно-познавательный групповой проект „Встречаем пернатых друзей на Белгородчине“» размещена в разделах
Команда проекта педагог – психолог Мосиенко Оксана Викторовна, дети подготовительной к школе группы, родители подготовительной к школе группы
Проблема проекта Узнать про перелетных птиц Белгородчины;
Потребность в познавательной деятельности детей;
Бережное отношение к пернатым.
Пути реализации проекта
Подготовительный этап:
• Наблюдение за природой родного края на экскурсии;
• Информация про перелетных птиц родного края;
• Изучение художественной литературы по теме проекта;
Основной этап:
• Эмоциональный настрой; стихи про перелетных птиц
• Обсуждение результатов экскурсии по данному вопросу
• Викторина «Что ты знаешь про птиц»
• Изготовление «жаворонков» из теста
Контрольно – обобщающий этап:
• Развлечение возле кормушки (игра «Какая я птица», исполнение песни «Пришла весна»)
Идеальный образ будущего бережливое отношение к пернатым друзьям, желание им помогать.
Цель проекта повысить мотивацию воспитанников к получению новых знаний; развитие практических способностей личности; воспитание общечеловеческих ценностей, чувства ответственности.
Задание формирование и развитие способностей детей; применение их в жизни.
Ожидаемый результат Развлечение возле кормушки с испеченными «жаворонками».
Планирование работы
1. Проведение экскурсии «Наблюдаем за природой весной».
2. Подготовка информации про перелетных птиц.
3. Подбор художественной литературы и песен по теме.
4. Подготовка наглядной информации.
5. Изготовление скворечника.
Контроль за реализацией проекта
• Викторина «Что ты знаешь про птиц»;
• Беседа по рисункам;
• Игра;
Этапы работы над проектом
I. Организация проекта
1. Изучение темы и задания проекта
В чем заключается проблема: узнать про перелетных птиц Белгородской области;
познакомиться с давней традицией
русского народа – встречать пернатых; потребность в познавательной деятельности воспитанников;
бережное отношение к окружающему миру.
Для чего это нужно: учить ценить русские обычаи и традиции; бережно относится к пернатым; помогать им.
II. Планирование работы:
1. Проведение экскурсии по теме «Наблюдаем за природой весной»
2. Информация про перелетных птиц, старая традиция – встреча весны и птиц.
3. Работа с художественными произведениями и песнями по теме.
4. Изготовление «жаворонков» из теста
5. Праздник возле скворечника «Встречаем пернатых на Белгородчине»
III. Ход работы над проектом
1. Экскурсия «Наблюдаем за природой весной»
Дети получают задания по подгруппам
1 группа Наблюдать за неживой природой (небом, ветром, солнцем) Подготовить рисунки
2 группа Наблюдаем за деревьями Описание дерева (словесное)
3 группа Наблюдаем за речкой Подготовить рисунки
4 группа Наблюдаем за птицами Подготовить рисунки
5 группа Что делали птицы? Описание ситуации (словесное)
2. Беседа по результатам экскурсии
• Какую весну наблюдали: раннюю или позднюю?
• Почему так решили, докажите свои наблюдения рисунками.
• Почему на речке еще был лед?
• Как выглядели деревья?
• С каким природным явлением связаны речка, деревья? (с высотой солнца)
• Каких птиц наблюдали? (воробьев, синичек)
• Чем покрыто их тело?
• Каким было поведение птиц?
• Чем они питались?
• Почему увидели мало птиц?
• Как их называют?
• Когда птиц станет больше? Почему?
3. Разучивание слов песни «Пришла Весна»
Весна. Пришла весна.
Природа встрепенулась ото сна.
Пронзили холод яркие лучи,
И побежали звонкие ручьи.
Вода. Кругом вода.
Посмотришь в лужу - видишь облака.
Как хочется измерить глубину,
Но с этим я немного подожду.
Друзья, мои друзья!
Как хорошо, что к нам пришла весна!
Нам будет дольше солнышко светить
И всем друзьям тепло своё дарить.
4. Слово педагога
С давних пор был у нашего народа очень интересный обычай – встречать птиц. Люди с нетерпением ждали весну и верили, что это птицы на своих крыльях с далекого юга приносят ее, прогоняют лютую зиму с ее морозами и метелями. Женщины выпекали из теста обрядное печенье: жаворонков и ласточек, а дети с этим печеньем в руках выбегали на край села, подбрасывали их вверх и пели веселые песенки. А еще в народе говорят, что весенний день год кормит. Почему так говорят? 1 марта по старому стилю, а 14 марта (по новому стилю) – день мученицы Евдокии. В этот день, верили наши предки, с юга прилетали ласточки. Тот, кто первым увидит в этом году ласточку, должен был взять в руки горсть земли, кинув вслед за ласточкой и сказать: «На тебе, ласточка, на гнездо!» - чтобы весна скорее приходила.
В день Сорока Святых Мучеников (22 марта) сорока кладет на свое гнездо сорок прутиков, прилетают с юга сорок жаворонков, хозяйки пекут 40 крендельков с маком и медом, раздают их детям – «чтобы птица водилась». Сегодня мы с вами узнаем, каких птиц нам следует ждать, как они выглядят.
5. Беседа по рисункам (перелетные птицы)
6. Стихи про птиц
Синица
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поет не уставая
Синица расписная.
Снегирь
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Милый скворушка-скворец,
Прилейтай же наконец!
Для тебя я дом построил -
Не скворечник, а дворец!
Дятел
Дятлу есть в лесу работа:
Заглушая птичий свист,
Он выстукивает что-то,
Как лихой телеграфист.
Ставит точки и тире
На березовой коре.
Жаворонок
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле - домик твой,
В ясном небе - песня!
Ласточки
Пригревает жарко солнце,
На дворе журчат ручьи,
А у нашего оконца
Стайка ласточек кричит.
Подлетели… Тише, тише…
С криком вьются у крыльца.
Это ласточки под крышей
Строят гнёздышки птенцам.
Грач
Кругом - снег.
А на горке - нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля :
- Земля!
Грач красив, блестящ и важен,
Точно ваксой напомажен.
Пашню облетел и сад:
Он весне ужасно рад!
Кукушка
- Где ты спряталась, кукушка?
В чаще леса? На опушке?
Или вон на том суку?
А она в ответ: - Ку-ку!
Аист
Аист – сказочная птица,
Хорошо б с ней подружиться!
Аист любит жить на крыше,
Не спугните птицу, тише…
Журавль
Журавушки – журавли
Оторвались от земли.
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки — журавли!
Дрозд
Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
Про птиц
Приручите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
(А. Беляков)
7. Чтение стихотворений про птиц наизусть с показом рисунков.
8. Изготовление «жаворонков» из теста.
IV. Контрольно – обобщающий этап. Развлечение возле скворечника (на улице)
1. Викторина «Что ты знаешь про птиц».
• Много скворечников – это плохо или хорошо?
• Много детей возле скворечника - это плохо или хорошо?
• Какие птицы летят ключом? (журавли)
• Какие птицы летают выше всех? (орел)
• Какие птицы самые дружные? (чайки, скворцы)
• Какие птицы летают низко перед дождем?
• Кто лучше всех поет? (соловей)
• Кто прячет яйца в чужие гнезда? (кукушка)
2. Обращение педагога
Дети, мои дети,
Дети, ангелята.
Идите ко мне гурьбой
Выбирайте жаворонков.
Жаворонков берите
На высокую гору идите.
Песенки веселые запевайте
Весну красную встречайте.
Дети держать в руках жаворонков и поют песню
а) Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
б) Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
в) Синички – сестрички,
Чечетки – тетки,
Кулички – мужички,
Скворцы – молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком.
3. Дидактическая игра «Какая я птица?» Предварительно дети собирают информацию о птицах в энциклопедиях.
• Ласточка питается мошками, которых ловит на лету (перелетный)
• Дятел питается мошками и личинками, которых добывает из-под коры дерева, или семенами хвойных растений (зимующий, оседлый)
• Кукушка питается в основном гусеницами (перелетный)
• Скворцы питаются мошками и их личинками, которых собирают на растениях (перелетный)
• Жаворонок питается семенами бурьянов, подбирая их на земле (перелетный)
• Аист питается комарами, жабами, ящерицами, гадюками, рыбой (перелетный)
• Синички – птицы мошкоеды, но и питаются семенами березы, бузины, крапивы (зимующий, оседлый)
• Почему птицы возвращаются к нам не одновременно? (возвращаются, когда есть еда)
V. Итог проекта.
1. Слово учителя
Вот и закончили мы большую работу над проектом. Вы поняли, что птицы действительно друзья человека, поэтому им большая слава и благодарность за большую работу. И следующая наша работа, составить памятку:
• Как помочь птицам, когда они будут высиживать птенцов?