Бондаренко Наталья Николаевна
Всероссийский День правовой помощи детям. Сценарий
▼ Скачать +Заказ
Тема мероприятия: «Всероссийский День правовой помощи детям»
(6-10 класс)
(слайд 1)
Провела – заместитель директора по воспитательной работе, Бондаренко Н. Н.
Дата проведения: 20.11.2023
Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игры.
Цель: познакомить учащихся с основными правами несовершеннолетних.
Задачи:
- повышение уровня правовой культуры школьников;
Публикация «Всероссийский День правовой помощи детям, Сценарий» размещена в разделах
- Права детей. Сценарии развлечений
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;
- профилактика правонарушений обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
- Здравствуйте! Сегодня мы собрались в честь праздника Всероссийского дня правовой помощи детям, который проводится 20 ноября, чтобы обсудить проблемы детей во всем мире, а также обратить внимание на взаимоотношения между миром взрослых и миром детей, обсудить проблемы, которые касаются, наверное, каждого здесь присутствующего.
Но прежде, чем мы начнем, я хочу, чтобы вы посмотрели на доску (слайд 2)
- Рассмотрите фотографии, изображённые на экране. Что объединяет все эти фотографии?
Наша с вами задача разобраться с тем, что необходимо предпринять, чтобы в мире остались только позитивные фотографии детей.
- В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты.
Поэтому понятно, что необходимо и детям, и родителям получить знания в области прав ребенка. Очень важно уметь отстаивать свои права.
Сегодня вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и т. д.
Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому очень часто становятся жертвами несправедливости и насилия. Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка.
Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка зовут Мария Алексеевна Львова-Белова.
(Слайды 3).
- Какие нормативные документы регламентируют защиту прав детей?
(Слайд 4)
- Один древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно этой идеей целиком проникнута Конвенция о правах ребенка.
(Слайд 5).
В 1989 году 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. На территории Российской федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.
- Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
- Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы:
Основные права и обязанности ребёнка в Российской Федерации.
1. Ролевая игра «Сказочная юридическая Консультация»
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят герои мультфильмов и сказок. На примере известных сказок и мультфильмов попробуем определить какие права определенные Конвенцией были нарушены касательно этого героя. Внимательно смотрим фрагмент и обдумываем ответ. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка".»
А в помощь вам будет буклет «Права ребенка»
(раздаем буклеты)
1. «Снежная королева»
(Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями, и никто не праве разлучить их).
2. «Айболит»
(Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь).
3. «Дюймовочка»
(Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на свободу вступления в брак).
4. «Красная Шапочка»
(Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь).
5. «Золотой Ключик, приключение Буратино»
(Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право. Карабас – Барабас по отношению к своим куклам проявил жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних).
6. «Золушка»
(Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на родительскую заботу, право на отдых, право на защиту всех форм эксплуатации детского труда. Согласно Конвенции о правах ребенка государство должно защищать всех детей).
7. «Маша и Медведь»
(Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на образование).
Ребята, вы поняли и убедились, что в мире и обществе вы не одиноки. Каждый ребенок охраняется и оберегается законами и правовыми нормами.
8. Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Игра «Определите, нарушены ли права несовершеннолетних».
Ситуация 1
15-летняя Маша устроилась в больницу санитаркой. Старшая медсестра потребовала выйти на работу в воскресный день.
ОТВЕТ: Нарушение. Запрещается привлекать несовершеннолетних к работе в выходные и праздничные дни.
Ситуация 2
Николаю 16 лет. Он устроился на работу в магазин ночным сторожем.
ОТВЕТ: Нарушены. Запрещается привлекать несовершеннолетних к работе в ночное время.
Ситуация 3
Родители 15-летней Натальи развелись. Суд постановил отдать Наталью на воспитание матери. Мать препятствует дочери общаться с отцом, мотивируя это тем, что тот, по её мнению, не любит дочь.
ОТВЕТ: Нарушены. Родители имеют права и обязанности в отношении ребёнка.
Ситуация 4
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.
Ответственность
- Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.
На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет (ст. 20 УК, законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.
Ложный звонок
- Ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации.
Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.
– Это нас-то, маленьких! Какой с нас штраф?
- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
Порча чужого имущества
- Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.
Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!», но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.
Оскорбление
- Ст. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
Осквернение зданий и транспорта
Ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.
А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно, то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Обязанности детей
- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – основная обязанность каждого человека.
Существуют и другие обязанности:
- Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование; эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста.
- Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе; после достижения 18-летнего возраста подлежат призыву на военную службу.
- Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны; также полный запрет введен на кастеты и холодное оружие.
Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны
Уважайте чужие права!
В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты - как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде.
Я не завидую чужому счастью
И, как умею, берегу своё.
И если у друзей в душе – ненастье,
То это горе, также, и моё!
Друзьям не расставляю я капканы,
Не закрываю сердце на засов
И не ищу в поступках их изъяны.
Друзей люблю без всяких громких слов.
Но кто-то мастер – делать людям больно.
И ненавистью душу бередя,
Изводит всех, пусть, даже, и невольно…
А злобой душит, собственно, себя!
Таких людей я искренне жалею:
В их душах не искрится яркий свет.
Там вечный мрак запущенной аллеи,
И светлых уголков там просто нет!
Что может быть страшнее лицемерья?
Всего важней: НЕ ОБНИЩАТЬ ДУШОЙ!
И я гоню и зависть, и безверье.
Для этого не нужно быть святой!
Но в истину одну я верю твердо:
Отдашь добро, ОНО ВЕРНЁТСЯ ВНОВЬ!
Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни человеком.
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
• Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
• Какой путь выбрали бы вы, ребята?
• Человек всегда может сделать выбор.
• Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.