Елена Иващенко
Консультация «Все наши дети успешны!»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в педагогическую деятельность дошкольных работников прочно вошел термин «портфолио».
То, что было совсем недавно для нас новым, сегодня стало неотъемлемой частью каждодневной работы.
Что же такое «портфолио» на ранней ступени системы образования? Какова его роль в жизни дошкольников, родителей и педагогов?
Портфолио дошкольника, прежде всего - копилка личностных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций. В нашем детском саду папки личных достижений ребят расположены в доступном для них месте. Своей содержательностью и красочностью они привлекают к себе внимание ребенка, помогают ещё раз пережить приятные моменты свой жизни.
Публикация «Консультация „Все наши дети успешны!“» размещена в разделах
Детское портфолио открыло для наших воспитателей возможность провести самооанализ, увидеть результаты своего труда, определить перспективу развития, организовывать свою проектную деятельность.
Следует отметить, что данная работа в дошкольном учреждении осуществляется с участием родителей, что позволяет более творчески и скрупулезно подходить к реализации поставленных задач. Благодаря этому установилась более теплая и тесная взаимосвязь между детским садом и семьей.
Безусловно, мы не сразу достигли нужных результатов. На начальном этапе столкнулись с недопониманием важности этого вопроса, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Изучение опыта коллег из разных регионов нашей страны, позволило по-новому посмотреть на необходимость проведения данной работы. Чем глубже мы изучали этот материал, тем яснее осознавали, что это не веянье времени, а неотъемлемая часть нашей жизни. Выступление педагогов ДОУ на общем родительском собрании с использованием презентации папок личных достижений дошкольников заинтересовали родителей и побудили их к участию в этой работе.
Каждый раздел портфолио воспитанника - своеобразная летопись его достижений в той или иной области.
Разработанная и утвержденная структура портфолио дошкольника включает 2 раздела: информационно-аналитический и практический.
Первый раздел предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Осуществляя работу в данном направлении, педагоги используют такие методы, как анкетирование, опрос, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт.
Второй раздел включает несколько подразделов, в том числе:
«Я расту», где здоровье ребёнка, его физическое и психологическое самочувствие является главным показателем развития. Антропометрические данные, выполненные в художественно-графическом решении, адаптационный лист, индивидуальная карта ребёнка, - дают реальное представление об индивидуальных его особенностях.
Первый опыт ребёнка в словотворчестве, в составлении рассказов, сказок, небылиц собран в коллекции его речевых достижений. В результате совместной работы педагогов и родителей в некоторых порфолио собран богатейший материал детских высказываний, который может быть продолжением темы известной книги К. И. Чуковского «От 2 до 5».
Наибольший интерес у детей и взрослых вызывают «Интересные истории», иллюстрированные фотографиями из семейного альбома.
Яркие впечатления ребёнка о празднике, его выступлениях на импровизированной сцене нашли отражение в разделе «Маленький актер».
Образцы творчества дошкольника (рисунки и аппликация) - результат его роста и успешности. Регулярно в ДОУ проводятся выставки сотворчества взрослых и детей, их тематика различна: «Люблю тебя, моя станица Ленинградская»; «Край, ты мой казачий»; «Осенняя сказка». Такая форма работы сближает самых родных людей, родителей и детей, позволяет им вместе идти к успеху.
Пожалуй, никто не может так точно составить словесный портрет своего ребёнка, как самые родные и близкие люди. Ярким подтверждение этому является творческий рассказ родителей о своем малыше.
Грамоты, дипломы за участие и победу в соревнованиях, конкурсах детского сада, района, края - первые награды дошкольника. Уверены, что на других ступенях системы образования «личная копилка достижений» ребенка непременно будет пополняться. Стало традицией в детском саду отслеживать не только успехи детей, но и родителей. В торжественной обстановке на праздниках и родительских собраниях мы вручаем им грамоты, благодарственные письма. Эти материалы также представлены в детском портфолио.
Составляя портфель достижений дошкольника, мы придерживаемся принципа «спеши медленно».
Считаем, что в стремительном потоке событий XXI века нужно уметь в нужный момент остановиться, увидеть важное, запечатлеть его.
И мы, педагоги, обязаны помочь каждому ребёнку увидеть свои собственные успехи, утвердиться в этой жизни уже сегодня и уверенно идти навстречу к своему будущему.