Галина Тынянских
Возрождение духовных традиций у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, зарождение духовных традиций у детей дошкольного возраста. (1 слайд)
Что же такое традиции? Слово «традиции» переводится с латинского языка как «передача», «преемственность».
Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия. Вспомним слова великого русского педагога К. Р. Ушинского, который говорил, что «Воспитание, лишённое народных корней, - бессильно».
Публикация «Возрождение духовных традиций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: которую мы ставим в работе перед собой, приобщать детей к уникальной духовной культуре русского народа, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям, формировать интерес к истории традиций русского народа. (2слайд)
Задачи:
• воспитать у детей любовь к родному краю и его истории, чувства патриотизма через возрождение и сохранение богатого опыта русских традиций.
• Формировать у детей привычки следовать нравственным образцам положительных героев рассказов и сказок.
• Развивать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
• Использование всех видов фольклора с учетом регионального компо-нента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);
• Знакомить с примерами жизни святых земли Русской, понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов. (3 слайд)
Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностями, связанных с тем, что ещё мало знает об окружающем мире.
Формирование личности, как носителя ценности и традиций родной культуры, обладающего высоким уровнем национального самосознания - это трудоёмкий процесс и возможен только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Педагоги, применяя в учебном процессе элементы национальной культуры, способствует формированию познавательной активности дошкольника, эмоционально – ценностного отношения к культуре, языку, истории родного края.
Зная прошлое, дети начнут ценить настоящее и легко вступят в будущее.
Соприкасаясь с народными и православными традициями, ребенок духовно обогащается, воспитывается гордость за свой народ, поддерживается интерес к его истории и культуре. Восстановление нравственного интеллектуального потенциала содействует духовному становлению личности. Формируются нравственные чувства (совесть, вера, ответственность, патриотизм). Нравственный облик (терпение, милосердие, незлобивость, кротость); нравственная позиция (способность к различию добра и зла, появлению самоотверженной любви к Родине, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственное поведение (готовность служению людям и Отечеству, послушания).
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым звеном в этой деятельности является семья. Семья, являясь наследницей и хранительницей, более всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. А многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные традиции и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей.
Наш детский был участником регионального эксперимента по духовно-нравственному воспитанию.
Для решения поставленных задач был налажен тесный контакт с родителями Выяснилось, что, в основном, все родители одобряют необходимость возрождения духовно – нравственного воспитания. В процессе этой работы родители приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках;
Укрепили меж семейные и внутрисемейные связи;
Научились организовывать семейные праздники и создавать семейные архивы.
В народной пословице говорится: «Что посеешь – то и пожнешь» И те ростки знаний, традиций, которые мы посеяли в душах и сердцах наших детей помогут им стать милосердными, трудолюбивыми, добрыми, эмоционально-отзывчивыми, любящими близких, свою Родину, свой народ почитающий его традиции и культуру. (5 слайд)
Родители поддерживали работу воспитателей, с удовольствием принимали участие в реализации проектов: «Без прошлого нет настоящего», «Игры из бабушкиного сундука»; «Моя малая Родина – моё родное Белогорье». Активно принимали участие в выставках, посвящённых православным праздникам, делали замечательные поделки В праздник Троицы помогали украшать группу цветами и зелеными ветвями. Предлагали детям и их родителям украсить веточку березы ленточками, загадать своё желание. Родители, прикасались украшенной веточкой березки к ребенку, побуждали друг друга быть добрыми, вежливыми, заботливыми, здоровыми. Водили хороводы: «Во поле березонька стояла»; «Раскудрявая береза», играли в игры Белгородского края «Маланья», «Редька». На Рождество делали с детьми ангелов из соленого теста и цветной глины, новогодние шары из лоскутков, ими украшали рождественскую ёлку. На Масленицу сжигали чучело, что означает победу добра над злом и лакомиться блинами.
Наши воспитанники очень любят посещать Русскую избу. Беседы с детьми мы проводим в горнице, зажигая свечи, сразу создается таинственная умиротворенная атмосфера, дети слышат старорусские слова, удивляются их значению, осмысливают, какой предмет скрывается под этим словом, например «ходики» (часы); «тятенька»(отец); «баять»(беседа) и др. Каждый год на Пасху и в православный праздник Крестовоздвиженье, мы с детьми посещаем Крестовоздвиженский храм г. Белгорода. Перед посещением храма, играем в игру «Хорошо – плохо», где дети на реальных примерах видят плохое и хорошее поведение в храме. Если ребенок ведет себя хорошо, то эту картинку ставили - к солнышку, если плохо – к тучке. Игра способствует воспитанию любви, чувства благоволения перед святыней, закрепляет правила поведения в храме, вводит в активный словарь детей слова : «храм», «церковь», «икона». Для эффективной работы с детьми, нами были изготовлены развивающие игры по духовно-нравственному воспитанию. На протяжении всего времени знакомили с жизнью святых: Сергия Радонежского, Святителя Иоасафа Белгородского, Серафима Саровского, это позволило детям узнать больше о жизни святых. Развить восприятие и понимание святости, любви и доброты, воспитывалось бережное милосердное отношение ко всему живому на земле и своими поступками и примерами подражать им.
Воспитывая в детях духовность, мы, воспитатели, на многое начали смотреть по-новому, многое для себя открыли заново.
Литература:
1. Алексеева А. О. О православном воспитании в России // ж. -л. "Дошкольное воспитание», 2004. №1.- с. 4;
2. Алексеева А. О. Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста. // ж. -л. "Дошкольное воспитание", 2004. №2.- с. 2;
3. Алексеева А. О. Методические рекомендации к программе по православному воспитанию детей с дошкольного возраста. // ж. -л. "Дошкольное воспитание", 2004. №8.- с. 2; №9.- с. 2; №10.- с. 2;
4. Киркос Р. Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста Сатисъ- Держава, Санкт- Петербург. 2005. с. 221
ISBN 5-7868 -0028-8
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб : Детство-пресс, 2006. с. 304
ISBN 5-89814-013-1