Галина Дзингель
Восточная оздоровительная гимнастика для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Восточная оздоровительная гимнастика.
Древняя восточная медицина знала множество средств оздоровления, и одно из них – гимнастика. Конечно, она немного странна для европейца, но весьма полезна для многих систем организма и для опорно-двигательного аппарата.
Восточная гимнастика мягко тренирует весь организм, повышает его выносливость. Ею можно заниматься при любой физической подготовке. Практикуя йогу, с помощью переходных расслабляющих поз, вы сможете регулировать нагрузки. При удержании позы (асаны) происходит перераспределение крови, за счёт чего к определённым органам поступает больше кислорода. Йога позволяет эффективно укрепить мышцы, суставы, сделать тело более гибким и подвижным.
Темочки:
- Гимнастика утренняя, оздоровительная
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Одним из главных направлений работы нашего детского сада является создание условий для более гармоничного развития дошкольников, их физического, умственного развития. Большую роль в работе детского сада отводится деятельности, ориентированной на создание здоровой развивающей среды, укреплению природного защитного механизма, поддержанию постоянства внутренней среды организма ребенка дошкольного возраста (адаптацию к окружающей природной и социальной среде).
Известно, что на состояние здоровья ребенка влияют следующие факторы:
• климатогеографический фактор: низкие температуры воздуха, недостаток солнца, дефицит двигательной активности;
• биологические: состояние здоровья женщин, уровень жизни, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, неполноценное питание;
• нехватка витаминов, отсутствие набора свежих продуктов необходимых для детского растущего организма;
• социальные факторы: психологический климат в семье, отношение к здоровому образу жизни;
• недостаточность врачебного контроля.
Коллектив детского сада «Теремок» обратил внимание на обучение детей искусству быть здоровым, освоил и использует комплексы статических физических и дыхательных упражнений восточной гимнастики.
Целью работы по оздоровительной методике является формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни. Для её достижения необходимо решить ряд задач:
1. Помочь ребёнку осознанно включится в работу по укреплению психофизического здоровья.
2. Формировать здоровый организм ребёнка через активную деятельность.
3. Поддерживать стремление дошкольника к самопознанию.
4. Формировать навыки саморегуляции поведения ребёнка.
5. Направлять совместную работу педагогического коллектива МДОУ и родителей на развитие и закаливание организма ребёнка.
Выбор нетрадиционной методики неслучаен. Поскольку многолетний опыт практической работы в школах и детских садах, где внедряются подобные нетрадиционные методы оздоровления, показал положительные результаты, где данная нетрадиционная система тысячелетиями дарила людям здоровье.
До внедрения спортивных занятий на основе данных комплексов упражнений анализ заболеваемости у детей показывал на достаточно высокий уровень хронических заболеваний, нарушение осанки, а также наличие частых простудных респираторных заболеваний. Все это вызвало тревогу у коллектива, назрела необходимость заняться оздоровлением детей.
Профилактическая и оздоровительная деятельность в нашем детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей, и добиться хороших результатов в оздоровлении детей возможно только благодаря совместным усилиям педагогического коллектива, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовки к оздоровительным мероприятиям.
Занятия с использованием комплексов статических физических и дыхательных упражнений восточной гимнастики на детей действуют успокаивающе. Обладая природной гибкостью и чувством равновесия, дети обычно легко осваивают позы (асаны, быстрее, чем взрослые и быстро достигают успеха.
Регулярные занятия помогают ребенку стать уравновешенным и спокойным, научиться концентрироваться, укрепить здоровье, повысить сопротивляемость детского организма различным заболеваниям. Правильно поставленное дыхание, избавляет детей от всевозможных заболеваний дыхательных путей. А использование диафрагмы в процессе дыхания, способствует правильному расположению органов в брюшной полости.
Для ведения физкультурных занятий в детском саду имеется спортивный зал, сухой бассейн, спортивный уголок. Оздоровительные занятия, проводятся после обеда после дневного сна, по времени занятия проводятся 25–30 минут в зависимости от возрастной группы детей.
За 3 года применении методик оздоровления в детском саду появились положительные результаты оздоровления детей, которые были отслежены по медицинским показателям, отзывам воспитателей и родителей. Что привело к снижению уровня заболеваемости хронических и простудных заболеваний, ОРЗ.
Динамика здоровья воспитанников.
В целом динамика здоровья воспитанников положительна, о чем свидетельствуют :
– сравнительный анализ заболеваемости детей
– количество пропущенных дето/дней на 1 ребенка
В каждое упражнение включены виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковая гимнастика.
В комплекс оздоровительных занятий включается :
• разминка,
• разогрев суставов,
• дыхательные упражнения,
• элементы массажа конечностей,
• дыхательная гимнастика.
Упражнения восточной гимнастики используются в общеразвивающей части физкультурных занятий или во время физкультурных пауз. Для гимнастики не требуется специально организованного места, её можно проводить в любом помещении, в любой лёгкой одежде, не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения дети выполняют сидя на полу по-турецки или сидя на стуле, босиком или в лёгких носочках.
Комплекс гимнастики состоит из пятнадцати постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка, чередуя с расслаблением отдельных частей руки. Комплекс используется в работе с детьми, начиная с 3-летнего возраста, но в укороченном варианте.
Комплекс упражнений.
№1 «Кувшинчик»
И. п. Ладони сложены вместе перед лицом пальцами вверх.
1-2 – поочерёдно развести руки ладонями вверх, начиная с правой, 3-4 –и. п., 5-6 – повторить разведение рук, но ладонями вниз, 7-8 –и. п. (5-6 раз)
Дети сидят на полу на расстоянии вытянутых рук. Размещение свободное.
№2 «Листочки»
И. п. Руки вверх.
1-8- одновременные круговые вращения руками и кистями вправо (полный круг,9-16-повторить то же влево(3-4 раза).
Мышцы рук напряжены, а кисти расслаблены. Следить за правильной осанкой. Образ: ветерок колышет листочки (руки).
№3 «Шарфик»
И. п. Руки вытянуты вперёд.
1-4- медленно поднимать (попеременно или одновременно) руки вверх с волнообразными движениями кистями, 5-6- то же с перемещением, рук вниз (30-40 минут).
Кисти рук максимально расслаблены.
№4 «Цветочки-лепесточки»
И. п. Руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта вперёд, левая сжата в кулак.
1-2 – поочерёдно и медленно сжимать кисти в кулаки и разжимать, 1-2-3-4 – то же упражнение выполняется быстрее. (30 сек.)
№5 «Китайский веер»
И. п. Руки согнуты на уровне лица, ладони обращены вперёд, пальцы сжаты в кулаки.
1-4 – поочерёдно круговые вееровые движения пальцами, начиная от мизинца, 5-8 – повторить в обратном направлении (5-6 раз)
Выполнять с полной амплитудой движения пальцами. Образ: раскрываем китайский веер (пальцы) закрываем.
№6 «Змея»
И. п. Ладони обеих рук сложены вперёд.
1-4 – змеевидные движения руками вперёд, 5-8 – вверх, 9-12 – вправо, 13-16 – влево. (2 цикла)
Кисть не разъединять, держать симметрично.
№7 «Птичка и птенчики»
И. п. - руки согнуть в локтях вперёд, пальцы широко расставлены
1-4 – пальцы от указательного до мизинца (птенчики) поочерёдно касается большого (птички, 5-8 – повторить в обратном направлении (4 раза)
Сначала изучить в медленном темпе без музыкального сопровождения. Образ: птичка (большой палец) кормит птенчиков.
№8 «Фонтанчик»
И. п. – руки с переплетёнными пальцами находятся перед грудью ладонями вниз, локти вниз, слегка расслаблены.
1-4 – руки постепенно поднимаются вверх с попеременными движениями кистями вправо-влево, пальцы не размыкать, 5-8 – руки опускаются вниз (2-3 раза)
Ладони обращены все время вниз. Полностью выпрямлять руки в локтях в положении вверху и внизу
№9 «Волна»
И. п. –руки в положении упражнения №8
1-4 – круговые волнообразные движения соединёнными кистями вправо, 5-8 – влево (2 цикла)
Выполнять с широкой амплитудой движений в плечевом поясе.
№10 «Деревце»
И. п. - руки в положении упражнения №8, но локти соединены.
1-4 – круговые вращения соединёнными кистями вверх, 5-8 – вниз (30 сек.)
№ 11 «Парус и лодочка»
И. п. – пальцы переплетены перед грудью, ладони внутрь, локти в стороны.
1- с лёгким поворотом туловища наружу вправо, 2- и. п., 3- то же влево,4 – и. п., 5 – руки ладонями вперёд, 6 – и. п., 7 – то же вверх, 8 – и. п. (4 раза)
Действовать, плавно прогибая и сжимая пальцы. Образ: ветерок подул с левой стороны – парус надулся вправо
№12 «Натянутый лук»
И. п. – руки ладонями наружу, пальцы переплетены
1-8 –пружинящие движения руками назад (2 раза)
Активно прогнуть в спине.
№ 13 «Солнышко вращается»
И. п. – руки вверху ладонями наружу, пальцы переплетены
1-4 – вращение руками и туловищем вправо, 5-8 – влево (2-3 раза)
Выполнять с широкой амплитудой движения в пояснице
№ 14 «Стекло»
И. п. – руки согнуты в локтях перед лицом, ладонями вперёд
1-2 – попеременные движения ладонями вверх, прикасаясь к воображаемому стеклу, 3-4 – то же вниз, 5-6 – вправо-влево, 7-8 – и. п. (30-40 сек.)
Обратить внимание детей на положение кистей в одной плоскости, спина прямая
№ 15 «Принцесса Востока»
И. п. руки согнуты в локтях на уровне шеи ладонями вниз, пальцы переплетены
1-2 – движение головой вперёд-назад, 3-4 – вправо-влево, 5-8 – по кругу (30 сек.)
Плечи неподвижны, спина прямая, работают только мышцы шеи т головы.