Галина Горетая
Воспитываем маленького гражданина (из опыта работы)
Воспитываем маленького гражданина (из опыта работы)
В последнее время в наш век компьютерных технологий все чаще происходит взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. А ведь чувства патриотизма это, прежде всего любовь к родной земле, к культуре своего народа, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, бытом и нравами.
Публикация «Воспитываем маленького гражданина (из опыта работы)» размещена в разделах
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитательно-образовательном процессе дошкольников, а также одним из самых важных, так как направлено на формирование у дошкольников важных моральных качеств.
Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент общего развития ребенка, начинается процесс становления его личности.
Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитание любви к малой Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Формировать у детей чувство патриотизма, воспитывать элементы гражданских чувств и общественных отношений, является непосредственной задачей в образовательной деятельности каждого педагога. Для этого необходима целенаправленная работа взрослых : воспитателей и родителей. Патриотическое воспитание должно находиться в единстве и взаимосвязи с умственным, трудовым и эстетическим воспитанием и осуществляться как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
А знакомство с историей Родины детей подготовительной к школе группы я начала с занятия «С чего начинается Родина?», целью которого было формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий как родители, Родина, воспитание чувства долга и любви к ближним, пробуждение интереса к истории своего рода. К этому занятию дети готовились совместно с родителями, отбирали фотографии своих родственников, подготовили рассказы о них, а затем выкладывали свои генеалогические древа. Благодаря этому дети узнали свои семейные корни.
После приобщения детей к истории рода, я начала знакомить с историей возникновения города Старый Оскол. Большую помощь мне оказали сотрудники краеведческого музея, которые приезжали к нам в детский сад с передвижной экспозицией. Очень интересно и доступно они рассказывали об истории возникновения нашего города, что город был основан в 1593 году при царе Федоре Ивановиче, что город-крепость Оскол был построен на правом берегу реки Осколец. Детям так понравились рассказы сотрудников краеведческого музея, что многие вместе со своими родителями посетили краеведческий музей и более подробно ознакомились с экспозиций музея.
В гости к детям приходила коренная жительница Старого Оскола Набережных Галина Викторовна. Она рассказала, что с далеких времен народ сохранил в памяти прежние названия слобод - Казацкая, Стрелецкая, Ездоцкая, Пушкарская. А в слободе Ездоцкой прошло детство Галины Викторовны. Дети узнали, что Старый Оскол не был крупным торговым центром, в городе существовала лишь мелкая торговля сельхозпродуктами и ремесленными изделиями, что в городе было 42 лавки, и торговали в них столичные ездоки, казаки, пушкари, стрельцы. И наряду с земледелием жители Оскола и уезда занимались скотоводством, рыбной ловлей, охотой, пчеловодством.
Чтобы закрепить и активизировать знания детей об истории возникновения города, мы провели игру-занятие «Колесо истории». Королева История разделила детей на четыре группы: стрельцы, пушкари, ездоки, казаки и дети отвечали на поставленные вопросы, выбирали верное изображение, выполняли игровые задания, находили отличия в одежде и орудиях труда.
А в викторине «Знатоки» дети закрепили знания, полученные ранее. Вся викторина была построена на играх: «Узнай по описанию», «Найди отличия», «Продолжи», «Все ли верно?» и другие. Каждому ребёнку хотелось рассказать о своем микрорайоне, поделиться своими впечатлениями об увиденном и услышанном, назвать тот или иной объект.
Любимая игра детей нашей группы стала «Путешествие по родному городу». Ребенок-экскурсовод рассказывает гостям города о тех местах, которые мы будем проезжать, об истории возникновения города, почему так назвали микрорайоны.
Большое внимание было отведено периоду Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. В нашей группе совместно с родителями мы провели цикл бесед, мероприятий по теме: «Их помнит Россия, их помнит народ».
Дети затаив дыхание, слушали о Великой Отечественной войне. Как мужественно и бесстрашно отстаивали каждую пядь своей земли старооскольцы. Но многие воины погибли на территории нашего края.
На День Победы вместе с детьми проводим экскурсии к памятнику воинам, погибшим в борьбе с фашистскими захватчиками. Дети читают стихи о Родине, о защитниках, возлагают цветы к памятнику.
В группе оформлены альбомы с иллюстрациями на военную тематику, фотографиями исторических мест Старого Оскола. Свои впечатления от посещения исторических и памятных мест нашего города дети отображают в творческих работах (рисование, лепка, конструирование, аппликации). Ребята сочиняют рассказы на тему «За что я люблю свой город», «С днем рождения, любимый город», «Это странное слово - война».
Организуя работу по приобщению детей к истории Отечества, я не ставлю перед собой цель систематического освоения или курса истории - у них еще будет время для этого в школе. Важно воспитать интерес к прошлому своего народа, любовь к родной истории. Любить свою Родину, значит знать ее историю. Основу такого знания дошкольники могут получить, осваивая культурное пространство города, района, получая яркие впечатления во время прогулок и экскурсий.
Дети любят свой детский сад, город, и хочется верить, что эти чувства любви и уважения перерастут у них в глубокое чувство любви к Родине.
Литература:
1. Кокуева Л. В., Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. -М. :АРКТИ,2005.-144с. (Развитие и воспитание).
2. Комратова Н. К., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2007.-224 с. - (Растим патриотов России).
3. Новицкая М. Ю., Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003. – 200 с.