Армине Арутюнян
Воспитание у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру через различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образование «Детский сад компенсирующего вида №146» г. Саратова
ДОКЛАД на тему:
«Воспитание у детей дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру через различные виды деятельности»
Составители:
Педагог ДОУ:
Арутюнян А. Э.
Кузьмина Т. М.
Саратов 2021 г.
Публикация «Воспитание у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру через различные виды деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Сам термин «толерантность» появился в языке как калька с фамилии известного французского государственного деятеля Шарля Мориса де Талейрана-Перигора (1754—1838 гг., министра иностранных дел Франции. Талейран прославился тем, что все переговоры, которые он проводил как министр-переговорщик, заканчивались миром.
На сегодня, самым популярным определением толерантности является следующее : «Толерантность — это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов»
Концепция воспитания в новом веке строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше вмещать знания в своем сознании, чем больше будет понимать окружающих людей и процессы, протекающие вокруг него, тем менее разрушительной станет его деятельность. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольном периоде. Как показывают исследования психологов Л. В. Выготского, Д. Б. Эльконина и других, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка в целом.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов.
СЛАЙД 1-2
Среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей.
В соответствии с задачами годового плана детского сада был разработан долгосрочный проект на тему : «Воспитание у детей дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру через различные виды деятельности» .
Цель проекта- толерантное воспитание к окружающему миру. Проект был реализован с октября по март. В ходе реализации проекта мы руководствовались следующими педагогическими принципам:
Системность
Наглядность
Доступность
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Сезонность
В ходе проекта были проведены такие мероприятия, как :
СЛАЙД 3
1 октября – Международный День пожилых людей.
Формирование уважительного отношения к пожилым людям. Развитие у детей чувства уважения, сострадания, сочувствия к пожилым людям. Расширение представление детей о возрасте и возрастных особенностях людей- пожилого человека. Формирование у детей эмоционально-положительного восприятия пожилых людей; развитие социально-верного поведения детей, развитие у детей способность к сопереживанию, прививать понятие «оказание помощи пожилым людям». Итогом явилось: концерт для жителей микрорайона с вручением подарков.
СЛАЙД 4
4 октября Всемирный День улыбки.
Формирование у детей дружеских форм взаимодействия;
развитие эмоциональной стороны детской личности; знакомство детей с эмоциональными состояниями человека в разных ситуациях;
способствовать становлению разных способов знакомства и поддержания дружеских отношений; расширение словарный запас для выражения дружеских чувств; поддержание радостного, веселого настроения, формирование навыка совместной работы при выполнении заданий; развитие способности чувствовать и передавать эмоциональную теплоту и радость; чувство юмора. Итогом явилось: праздник «От улыбки станет всем светлее…», рисование открыток для друзей.
СЛАЙД 5
7 октября День вежливых людей.
Формирование у детей представление о добре, о хороших поступках, умение правильно оценивать себя и других, умение видеть положительные качества у людей, героев, персонажей, желание проявлять сочувствие, заботу и отзывчивость к окружающим, поощрение стремление ребенка совершать добрые поступки, воспитание доброго отношения к близким людям, к своим сверстникам, умение исправлять свои ошибки, использовать в речи вежливые слова.
Правила вежливости:
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
5. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Итогом явилось: рефлексивный круг: «Волшебные слова»
СЛАЙД 6
4 ноября День народного единства в России.
Формирование понятия Родины, как место где родился человек и где он живёт. Расширение представления детей о национальных праздниках. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности, интерес к истории России, истории родного края. Праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов. Он связан с подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения. Прививать любовь к Родине. Воспитание чувство патриотизма, гордости за свою страну. Воспитание бережного и уважительного отношения к Родине. Итогом явилось: постановка русских народных сказок; изучение символики России.
СЛАЙД 7
13 ноября Всемирный День доброты.
Формирование у детей представление о доброте как важном человеческом качестве. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Поощрение стремление ребенка совершать добрые поступки. Углубление представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность. Итогом явилось: помощь сотрудникам детского сада в их работе.
СЛАЙД 8
16 ноября Международный День толерантности.
Формирование доброжелательных чувств, положительных эмоции через ласковые, добрые слова, доброжелательно относиться друг к другу. Развитие эмоциональной отзывчивости, чувство уверенности, чувство коллективизма. Формировать социально-коммуникативные навыки в процессе общения, умение реагировать на происходящее посредством мимики, желание дружить, радоваться общению. Воспитание уважение к окружающим и дружеские взаимоотношения в группе. Итогом явилось: акция «Ладошки мира» -изучение рас, культуру других народов.
СЛАЙД 9
30 ноября Всемирный День домашних животных.
Развитие у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Закрепление обобщающих понятий «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилище, ухаживает за ними). Расширение словарного запаса словами, обозначающих названия действий и признаков. Воспитание у детей доброго отношения к животным, желание помогать им. Итогом явилось: изготовление альбома «Мой домашний питомец».
СЛАЙД 10
3 декабря Международный День Инвалидов.
Формирование позитивных, уважительных отношений дошкольников к людям с ограниченными возможностями здоровья и осознание ценности здоровья, понимание того, что такие люди живут рядом с нами и являются полноценными членами общества.
Есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте - это инвалиды. Инвалиды - это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы.
Девиз: «Все мы сможем большего»! Итогом явилось: рефлексивный круг
«Опиши какие качества тебе нравятся в Дане Стешине»
СЛАЙД 11
10 декабря День Прав человека.
Ознакомление детей с понятием “Право” с «Конвенцией о правах ребенка» - документ, определяющий и закрепляющий права детей. Права, обязанности,первые документы ребенка. Воспитание уважения к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры. Закрепление представления детей о благополучной дружной семье. Создание условий для проявления доброжелательных отношений к окружающим. Итогом явилось:
постановка сказки «Я имею право…», изготовление альбома «Моя семья».
СЛАЙД 12-13
9 марта День Содружества Наций.
Формирование у детей понятия «Мы -Россияне» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
Воспитание чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей. Ознакомление с разными народами, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями, песнями и танцами. Итогом явилось:
Игры народов мира, акция «костюм моего народа».
СЛАЙД 14
30 марта День защиты Земли.
Формирование у детей необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам, о том, что мы - друзья природы; умение вести себя так, чтобы не навредить ей. Развитие любознательность, ценностного отношения к миру природы. Углубление представления детей о том, что планета Земля – это наш дом! Воспитание стремления беречь нашу Землю. Воспитание экологической культуры. Итогом явилось: праздник «Земля –наш дом», акция с жителями района «Как сберечь нашу Землю».
Выводы:
В результате, наши дети знают:
что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);
знакомы со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;
они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов;
осознавать собственную ценность и ценность других людей;
проявлять эмпатию и толерантность;
сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;
выражать свои чувства и понимать чувства другого;
находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок. Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.
В нашем работе, мы показали, что дети способны быть толерантными и готовы обучаться толерантности, быть добрым, отзывчивым, а главное дети поняли, что «все Мы – люди!»
В дальнейшем мы планируем продолжить толерантное воспитание к окружающему миру, систематизируя и диагностируя результаты проведенного проекта, внедряя новые методики и разрабатывая новые проекты данной тематики.