Лидия Михайловна Сидоренко
Воспитание ребенка в русских традициях
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание детей.
Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для крестьянской жизни навыкам, но и формирование у ребёнка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней нравственной потребности человека.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Темочки
В народе говорили: «Без дела жить – только небо коптить», «Работные дети – отцу хлеб». Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребёнка, его потребностям и возможностям в каждый период времени.
Приобщение ребёнка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни. В крестьянстве вся жизнь семьи проходила на глазах детей. Малыш, передвигающийся по дому в «ходунке», не только осваивал жизненное пространство дома, но и усваивал порядок, заведённый в семье, наблюдал за распределением обязанностей между её членами, правилами поведения и многим другим.
Патриархальный мир семьи, в котором рос ребёнок, отражен в разных фольклорных жанрах, но, пожалуй, первыми произведениями устной культуры, адресованными непосредственно ребёнку, были колыбельные песни, и уже в них нередко встречаются картины обыденного поведения, хозяйственной деятельности ближайших родственников, трудового ритма семьи.
Баю, баю, зыбаю,
Пошёл отец за рыбою,
Мать пошла коров доить,
Сын пошёл дрова рубить,
Бабушка у печки
Блинов напечёт,
Дедушка на печке
Бородой трясёт.
В этой немудреной песенке, распространённой едва ли не повсеместно, варьировались отдельные строки («Мать ушла пелёнки мыть, бабушка- уху варить», «Сестра- телёнка поить, сын лисицу ловить» и т. д., но смысл и назначение её оставался одним и тем же.
Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало строгое разделение «мужских» и «женских» ролей. Поскольку в народном понимании женщина – это прежде всего мать, хранительница очага, в её обязанности входило ввести домашнее хозяйство, организовывать семейный уклад, воспитывать детей. Кроме того, на женщине лежали работы, связанные с обработкой льна и изготовлением одежды для семьи; она должна была уметь прясть, ткать и шить. В традиционном обществе статус женщины – матери был очень высок. «Хозяйкой дом стоит», – говорится в пословице.
Мужчина же всегда воспринимался как глава семьи, её опора и основа: «Муж – дому строитель, нужде отгонитель». Главное «мужская» забота – обеспечить благосостояние семьи, представлять семью на сельских сходках; на мужских плечах была и самая тяжелая работа по дому и хозяйству.
В соответствии с этим формировались и основные задачи воспитания детей в семье (в том числе и трудового).
Девочку нужно было прежде всего обучить тем видам работ, которые предстоит выполнять женщине, хозяйке дома, матери. Она должна была у уметь прядь, ткать, шить, стряпать, нянчить детей и пр. Это отразилось и в колыбельной песне, которую пели девочке:
Баю, баю девушку,
На полянке жнеюшку,
На лугу грабеюшку,
У окошка швеюшку.
Установка на «женскую долю» задавалась ещё при рождении. Напомним о существовании обычая перерезать пуповину девочки на гребне, прялке или веретене, чтобы она была искусной пряха. Прялка использовалась и в обряде размывания рук: стоя одной ногой на ней, повитуха как бы задавала девочке нужные качества.
Новорождённой мальчик при рождении также получал профессиональное напутствие: повитуха перерезала его пуповину на каком – нибудь «мужском» инструменте – топорище или колодке для плетения лаптей, – чтобы задать ему в будущем качество хорошего работника. Немаловажным было и то, что в будущем мальчик должен стать был стать главой семьи, добытчиком, кормильцем, опорой отцу – матери. Всё это особым образом пропевалось в колыбельной, обращенный к нему:
Спи, Ванюшка,
Спи, родной.
Спи, Ванюшка,
Спи, усни,
Не вздымая головы,
Бай да люли,
Будет пора,
Да разбудим тебя,
Спи, спи, усни,
Будешь большой,
Будешь рыбку ловить,
Тетерку ловить,
Будешь лес рубить,
Татку, мамку кормить.
Подобных колыбельных было немало. Каким был удивительный язык – наличие старинных русских слов «сугрева», «баской» (кое – где, в местных говорах, они ещё сохранились, уменьшительно-ласкательных суффиксов, четырехкратное повторение первого слова в последних строках, приближающего колыбельную к заговору. Здесь и пожелания счастливые судьбы, и хорошей, правильной жизни, и любовь к малышу, и забота о нём, и надежда, что из него вырастет добрый сын.
Бай – баюшки,
Спи – тко, тёплое сугрева,
Отцу – матери замена,
Вырастешь большой,
Будешь хороший да баской,
Станешь в людишки ходить,
Станешь денежки носить,
Станешь работку работать,
Станешь пашенку пахать.