Оксана Чиркова
Воспитание посредством фольклора. Праздники и развлечения
▼ Скачать + Заказать документы
Народные праздники и развлечения.
Фольклор на праздниках и развлечениях.
В нашем детском саду проблему нравственно- патриотического воспитания, мы рассматриваем не только на занятиях, но и на материале праздничной культуры, т. е. знакомим детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обращаемся именно к праздникам?
Публикация «Воспитание посредством фольклора, Праздники и развлечения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Праздник- это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы».
Особое значение имеет праздник для ребёнка.
К. Д. Ушинский отмечал: праздник для ребёнка совсем не то, что для нас взрослых. Он подчёркивал: ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника.
Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарём. Их называли календарными или годовыми, т. к. начинались они с момента, когда «солнце поворачивалось на лето», т. е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь завершением сбора урожая. В основе всех праздничных событий лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом и природой. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворота- макушки лета. Считалось, что в канун праздника проявляются тёмные силы природы. От них можно уберечься, их можно перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, т. к. люди обмениваются новостями, обсуждают события, происшедшие в стране или местности, где они проживают. Любой праздник, по определению М. М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала- словом, из совокупности разных культур.
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель- приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.
Таким образом, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Старались создать у ребёнка радостное настроение, эмоциональный подъём и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.)
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, стараемся дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это способствует социализации ребёнка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Мы считаем, что ребёнка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре.
Нами выделены следующие виды праздников:
Народные и фольклорные (праздники народного календаря)-
Святки, Масленица, Красная горка, Праздник русской берёзки,
Осенние посиделки;
Православные- Рождество, Пасха, Вербное воскресенье, Покров.
Мы проводим «большие» и «маленькие» праздники, праздники, которые требуют большой подготовки и праздники, которые проводятся на основе знакомого материала с участием взрослых.
Праздник «Рождество Христово» - один из самых важных у христиан. Рождество называют днём примирения, доброты, миролюбия. Это праздник утверждения любви на земле, праздник радости и света. Всё это необходимо донести до детей, проводя с ними беседы. Можно изготовить различные подарки для родителей или малышей.
На музыкальных занятиях разучиваем рождественские песенки, колядки.
«Масленица»- самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
Готовясь к этому празднику, разучиваем с детьми песенки встречи и проводов Масленицы, хороводы. Изготавливаем Масленицу, которую после праздничного чествования в зале, выносим на празднично украшенный участок, печём блины. Праздник является общим и массовым.
«Гукание весны или сороки» - перед проведением этого праздника необходимо рассказать его историю. Он проходит 22 марта, в день весеннего равноденствия, в день сорока мучеников. В этот день пекли из теста жаворонков и звали весну. Считалось, что если её позвать, покликать, то она скорее придёт.
Мы разучиваем несколько тематических песенок, но в основном праздник проводится на знакомом материале, печём жаворонков для угощения. Можно слепить жаворонков из пластилина или теста.
На праздник «Благовещенья» в детский сад был приглашён священнослужитель, который рассказал детям об истории праздника, его значении, обрядах.
«Пасха» - когда – то она была едва ли не самым радостным и долгожданным праздником и чтобы он запомнился детям необходима предварительная работа воспитателя, муз. руководителя, родителей. Этот праздник проходит в воскресенье, и поэтому мы в детском саду уже закрепляем традиции, которые дети видели дома, углубляясь в историю.
При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга,- это душевное просветление и возвышение, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребёнка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника. В первую очередь следует продумать его программу.
Большую роль в подготовке праздников и развлечений играет работа кружка по народному творчеству.
Итак, подводя итог, можно сказать, что на нас лежит ответственность за воспитание будущего поколения. И мы должны как можно больше обращаться к народной музыке как к роднику, которым питается вся музыкальная классика. Вспомним русскую пословицу: «Сказка – ложь, а песня – правда». В народной песне всё правдиво, искренне и просто – и мелодия и слова. Она отшлифована тысячами талантливых певцов, несёт в себе многолетнюю историю русского народа.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.