Наталья Казакова
Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности
Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.
В соответствии с ФОП дошкольного образования трудовое Воспитание одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду. Основные компоненты трудовой деятельности – это мотив, цель, трудовые действия, планирование и результат.
Публикация «Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Хозяйственно-бытовая деятельность
- Темочки
Трудовая деятельность дошкольников реализовывается на основе потенциала развивающий предметно- пространстве ной среды с соответствующим наполнением. Только при хорошей организации ребенок испытает радость от труда. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренные образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребёнком в труде.
Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, или другими словами, знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, через дидактические и сюжетно- ролевые игры, беседы, просмотры иллюстраций, альбомов, а также совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
В последнее время, экскурсии на предприятия стали не возможны по ряду причин, это высокие требования к перевозка детей на транспорте, частное производство, и многое другое. Для решения этой проблемы мною был разработан проект «Мир профессий», в который вошли занятия, виртуальные экскурсии (в виде видеоролик, мастер-классы с участием родителей. Интересным для детей и родителей стало создание альбома «Всё профессии нужны, все профессии важны».
Таким образом, совместная деятельность способствовать развитию детского познавательного интереса к миру профессий.
Одним из видов трудовой деятельности детей дошкольного возраста является уход за растениями. Для того, чтобы узнать как можно больше о комнатных растениях (откуда они, из каких частей состоят, их разнообразие, о правилах ухода, условиях для жизни растений, для чего нужны комнатные растения людям, был разработан и проведён познавательно-исследовательский проект «Комнатные растения», в рамках которого были созданы экологические паспорта комнатных растений, мнемосхемы «Правила ухода за комнатными растениями» и др., разработаны и проведены занятия с элементами экспериментальной деятельности.
Интересно прошло занятие «Скорая помощь для растений», в ходе которого дети получают сигнал о помощи от комнатных растений и отправляются на ковре- самолёте их лечить, взяв с собой все необходимое : лейки, тряпочки, пульверизатор, палочки для рыхления и др. А диагноз поставить для больного растения помогли картинки – условные обозначения. Таким образом, использование таких приёмов и методов помогает сформировать положительное отношение к комнатными растениям, желание заботиться о них, качественно выполнять трудовые действия по уходу за растениями.
Такой вид труда, как ручной труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей. Хочется рассказать о такой форме совместной деятельности педагога с детьми, как мастерская, где лучше всего обеспечивается субьективная позиция ребенка, предоставляется свобода выбора, ребенок проявляет индивидуальные творческие способности.
Мастерская – условно обозначено пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе. В мастерской обязательно есть мастер педагог, который включает детей в процесс творчества, помогает включиться в работу и совершить новое открытие. В детском саду можно организовать несколько типов мастерских: художественную, театральную, сувенирную и другие.
В нашей группе в осенний период была организованная «Мастерская лесных чудес», в которой дети конструированию из природного материала. Этот вид деятельности знакомит с произрастанием тех или иных растений, воспитывает бережное и заботливо отношение к природе. Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с ФОП является сотрудничество ДОУ с семьёй. Такая форма работы помогает привлечь родителей в совместную образовательную деятельность, родители творили вместе с детьми, где они становились в роли помощников и руководителей детского творчества.
Дети с большой радостью откликается на призыв сделать что-нибудь необычное, будь то альбом или поделка: «Чудеса с грядки», «Что нам осень принесла?», панно «Осенний лес». Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивные способностей.
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей, а орудия труда абсолютно безопасны. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда, поэтому надо приучить детей к тому, что рабочее место всегда должно содержать я в порядке.
Таким образом, трудовое воспитание является необходимым и важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышлением, а также опрятностью и умением себя обслужить.
«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняем ой работы, возможность доставлять радость другим».
В. А. Сухомлинский.