Карина Саркисян
Воспитание без наказания или просто попустительство?
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек, став родителем, выбирает приемлемый для себя способ воспитания ребёнка. Чем он руководствуется и чем мотивирован его выбор? Постараемся в этом разобраться.
Современное воспитание наделяет ребёнка максимальной свободой, позволяя самостоятельно развиваться и расставлять приоритеты, выбирать линию поведения. Всё чаще родители берут на вооружение японскую методику воспитания, ориентированную на ведение диалога с ребёнком и на отсутствие физического воздействия на него. Особенностью этой методики является то, что японские родители, осознавая достаточную внушаемость и небольшой жизненный опыт своего ребёнка, пресекают неразумное поведение путём отвлечения и своевременного переключения детского внимания в безопасное русло, исключая применение угроз и физического наказания. На первый взгляд, метод эффективен и безупречен. Но работает ли эта система воспитания в нашей стране? Зачастую, молодые родители цепляются за ультра новые системы воспитания, и, пытаясь обеспечить своему ребенку счастливое безоблачное детство, совсем отказываются от наказаний как метода воспитания. Очень привлекательным и гуманным выглядит решение родителей предоставить ребёнку право жить, развиваться и поступать согласно своему настроению, желаниям и потребностям. А что, если ребёнок выберет девиантное поведение? Не будет ли предоставление неограниченной свободы ребёнку самым обыкновенным попустительством и безответственностью со стороны родителей?
Публикация «Воспитание без наказания или просто попустительство?» размещена в разделах
Вопрос о том, как правильнее и эффективнее воспитывать ребёнка является давним спором. Часть родителей придерживается точки зрения, что любую проблему с ребенком можно обсудить и решить с помощью убеждения или компромисса. Другие считают, что без дисциплины у ребёнка не будет сформировано представление о рамках дозволенности.
И так, что же такое наказание и какова его суть? Наказание – это способ воздействия на личность, дающий отрицательную оценку его действиям и пресекающий возможность их повторения в дальнейшем. Суть наказания – разъяснение какого-либо понятия; обозначение приоритетов и нравственных ценностей; разграничение сферы интересов.
Предоставленность самому себе, отсутствие ограничений со стороны взрослого и наказаний за плохие поступки может привести к тому, что ребёнок вырастет асоциальной личностью.
В каждой семье применяются свои методы наказания, исходящие из особенностей характера ребёнка, его пристрастий; установленных правил и кодекса отношений. Существует несколько видов наказания : применение физической силы по отношению к ребёнку, психологическое давление, лишение материальных благ. Необходимо чётко понимать границы дозволенного в наказаниях, чтобы своими действиями не нанести непоправимый вред. Любое наказание воздействует не только на поведение ребёнка, корректируя его, но и на психику, душевное состояние, на развитие его личности. Наказание, как и поощрение, должно быть справедливым, своевременным, соразмерным поступку.
Основная цель воспитательного процесса – с учётом склонностей и дарований, индивидуальных особенностей ребёнка сформировать у него определенные знания, взгляды и убеждения, передать правильные нравственные ориентиры, научить соблюдать законы общежития, подготовить к жизни.
Выбор всегда за нами: в зависимости от того, какую цель мы преследуем в воспитании будут выбраны и пути достижения желаемого!