Татьяна Кадочникова
Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Зеленый наряд планеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий. На протяжении последней недели учащиеся 3 б и 1 б классов вместе со своими классными руководителями провели исследовательскуую работу на тему:
«Зеленый наряд планеты». Нам предстояло выяснить: Кто подарил ей зеленый наряд?
Нашу Землю называют Зеленой Планетой. Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. Мы с вами собрали информацию о деревьях и сегодня предоставим ее в виде информационного внутришкольного монопроекта. Итак, мы начинаем деловую игру «Зеленый наряд Планеты».
Публикация «Внеклассное мероприятие по окружающему миру „Зеленый наряд планеты“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Окружающий мир
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1 ученик
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
2 ученик
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый…
Твое молчание немое
И твой таинственный язык.
Как что-то близкое, родное…
Ведущий. Мы говорим о близких и родных нам обитетелях нащих лесов и парков. А точнее мы попытаемся узнать их в загадках, которые мы нашли. Кроме этого еще нужно выбрать лист, который принадлежит конкретному дереву.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (береза)
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (ели)
Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она,
А иголкимелки, тонки
И, конечно, колки. (ель)
Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь)
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (ива)
Дерево чудесное,
Листья интересные –
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки. (каштан)
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (клен)
Летом знойным зацветет -
Сразу пчел к сеье зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветточки.
Вкуссен, слвдорк их нектар…
Кто-то дерево узнал? (Липа)
Не береза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва в ней дрожит. (осина)
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (рябина)
Ведущий. Ребята 3 б класса нашли интересную информацию об уникальных деревьях. Следующая страничка нашего проекта «Каждое дерево интересно».
Секвойя - относится к семейству Кипарисовых. Известна как «красное дерево». Растет на Тихоокеанском побережье Северной Америки. Секвойя достигает высоты более 110 м - это один из самых высоких деревьев на Земле. Максимальный возраст – более трех с половиной высяч лет.
Название роду было дано в честь Секвойи (Джорджа Гесса) – индейского вождя племени чероки.
Кроки конической формы, ветви растут горизантально или с лёгким наклоном вниз. Кора очень толстая, до 30 см толщиной, и сравнительно мягкая, волокнистая, красно- коричневого цвета. Листья 15-25 мм в длину, вытянутые и плоские у молодых деревьев, со стрелками в тенистой нижней кроне у старых деревьев, и чешуевидные. Семена созревают в шишках яйцевидной формы, 15-32 мм в длину, с 15-25 спирально закрученными чешуйками. В каждой шишке 3-7 семян. Семена высыпаются, когда шишка высыхает и открывается.
Баобаб знаменит своими необычными пропорциями. Это одно из самых толстых деревьев в мире – при средней окружности ствола 9-10 м, его высота всего 18 – 25м. (в «Книге рекордов Гиннеса» за 1991г. Рассказывается о баобабе, имевшем 54,5 м в обхвате). Наверху ствол разделяется на толстые, почти горизонтальные ветви, образующие большую, до 38 м в диаметре, крону. В сухой период, зимой, когда баобаб сбрасываетлиствву, он приобретает курьезный вид дерева, растущего корнями вверх. Чтобы обхватить баобаб, весь классдолжен был бы взяться за руки. Баобаб большой, говорят африканцы, но из него не разожжешь даже маленького костра. Баобаб живет до 4-5 тыс. лет. Из коры его добывают волокна, идущие на изготовление веревки, грубых тканей. Плоды содержат мягкую сочную съедобную сякоть.
Дуб – род деревьев и кустарников семейства Буковые, могучее листопадное дерево наших лесов. Высота его достигает 50 метров, стволом до 7-ми метров в диаметре, с мощным ветвистым корнем, достигающее возраста в 1000 лет, а иногда и более. Ветви у молодыхдеревьев оливково - бурые, у зрелых – веребристо – серые. Кора поначалу главкая, блестящая, с возрастом грубая, растревкавшаяся. Листья перисто – лопастные, обычно короткочерешковые, с рано опадающими прилистниками. Цветение начинается в апреле. Его плоды – желуди, при основании заключенные в чашевидную плюску, созревают в конце сентября – начале октября.
Береза- род листопадных деревьев и кустарников семейства Березовые. Береза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространенных древесных пород. Общее число видов – около 120. Многие частиберезы используются в хозяйстве: древесина, кора, береста (поверхностный слой коры, березовй сок. Почкии листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. Большинство видов берез – деревья высотой 30 – 45м, с обхватом ствола до 120- 150см, некоторые виды – кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землей. Продолжительность жизни березы, по разным данным, - 100 – 150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более. Береза является символом России.
Ведущий. Жемчужиной устного народного творчества является песня, в которой соединились слово и мелодия. В песне каждого народа отразилась его душа, его мысли, его жизнь.
В особую группу можно выделить песни хороводные. Они исполнялись сельской молодью на вольном воздухе и сопровождаются плясками. Хороводные песни отражают характер своего народа; его историю и любовь к природе, к своей Родине.
Учащиеся 3 б класса исполняют русскую народную песню «Во поле береза стояла»
Следующая страничка нашего проекта «Поэтическая». Красота леса воспевается в стихах. Ребята подготовили стихи о лесе, о деревьях.
3 Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром. 4 Люблю березку русскую
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
5 Дуб
Задевая тучи
Головою седою,
Дуб стоит могучий
С думой вековою.
Буря птицейсерной
Вдруг засвищет в кроне,
Дуб стоит спокойный,
Словно царь в короне.
Смотрит в поднебесье –
Смех в округе ыше!
Много знает песен,
Много слышит сказок 6. Черемуха
Вот черемухи кустик,
В белом кружеве весь.
Ароматом разносит
О цветении весть.
Ветерок пронесется –
Облетят лепестки:
Точно память о снеге
На исходе весны.
Лепесточки - снежинки
В танце чудном кружат:
Обллетает с черемух
Белоснежный наряд.
Точно облако снега –
Покружился и пал…
Только он не растаял
И водою не стал
Физкультминутка. «Деревья, кустарники, трава» Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – ркиа разводят в стороны (кусты широкие, травы – присажива. тся на крточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять спокойно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.
Переходим к следующей странице «Надо жить дружно». Послушайте сказку. Жил- был высокий дуб – красивый, с большими ветвями, густой зеленой листвой, радовал всех, кто проходил мимо.
Под землей росли его корни. Их никто не видел, но корни тоже были большие, мощные, глубоко они опускались в землю, широко они раскинулись вокруг.
Весной раскрывал дуб почки, росли листья, побеги, росли и корни.
Листья выбирали из воздуха углекислый газ, с помощью солнечных лучей вырабатывали сахара, росли сами, выращивали своих деток – желудей. Часть сахаров передавали в корни, кормили их. А корни выбирали из земли воду, минеральные вещества, передавали листьям.
Хорошо, дружно жили листья и корни. Каждый занимался своим делом и помогал другому. Дерево росло и крепло.
На зиму дуб зысыпал, видел хорошие сны о теплых летних днях, когла в его ветвях вили гнезда птицы, около корней устраивали норы звери, росли грибы.
Но однажды проснулся дуб весной и думает: «Как я велик, как я могуч»! Любят меня птицы, звери и даже грибной царь – белый гриб! В жаркую погоду в моей тени укрываются люди, любуясь мною.
Моя красота- моя сила ветви и листья. И обидно часть того, что создают листья, передавать корням. Мы так мало получаем от них питания, в двадцать раз меньше того, что производим сами!».
Обрадовались листья: «Конечно не надо кормить корни. Если мы все силы будем тратить только на себя, нас станет больше, дерево будет еще краше!».
Напрасно корни убеждали: «Это правда, что мало питательных веществ даем мы вам из земли. Меньше, что вы выбираете из воздуха. Но они необходимы для вас. И если мы дадим только одно из этих веществ, вы не сможете расти».
А потом, вспомните, сколько мы для вас перекачиваем из земли воды! Ведь вы испаряете, отдаетев в воздух водяных паров каждый день больше, чем весите сами!»
Только не слушали эти слова листья: «Нам будет лучше, если, независимые, мы станем работать только для себя!»
«Хорошо, - вздохнули корни. – Будьте независимы. Но и мы, голодные не сможем и не будм работать на вас. Каждый будет жить сам по себе».
Так и случилось. Незаметно прошло лето, наступила очень. Опали листья у дуба, как и всегда, как и раньше. Не знаю, какие сны видел дуб суровой зимой.
Но вот пришла весна. Зазеленел лес, наполнился птичьими голосами. Строят птицы гнезда, готовятся выводить птенцов.
Прилетели пернатые к совему дубу, где они всегда вилди гнезда, где был их дом. Но не узнаи дерева.
Стоит дуб без листьев, сухой: еще зимой, когда ударили морозы, почки в которых было мало запасено воды, - вымерзли. Погибли и корни, не получившие от листьев питания.
Стоит теперь в лесу мертвое дерево. Улетели от него птицы, обходят стороной звери. И даже поганки не растут около этого дуба.
Ведущий. О чем заставила задуматься эта сказка?
Ведущий. Давайте подумаем, какую пользу приносят деревья лесным жителям. А какую пользу приносят растения нашей планете?
Ведущий. Во многих пословицах и поговорках уоминаюся деревья. Прочитайте эти пословицы и поддумайте, почему так говорят.
Ведущий. Получается, что красивый наряд нашей планеты выполняет очень важную роль. Лес вырабьатывает кислород, который так необходим всему живому на Земле. Остается только пожелать: «Будь здоров, зеленый лес!» И мы сейчас посмотрим мультфильм с этим названием.
Ученик. Красив наряд родной планеты.
Прекрасны горы и моря.
Но я люблю леса родные:
Березы, сосны, тополя.
Красив наряд родной планеты
Но где найдешь прохладу летом?
Где ягод кузов наберешь?
Где полной грудью ты вдохнешь?
Смолистый аромат сосны,
Медовой запах чудной липы?
Где трель услышишь соловья
И тишину?. – спрошу вас я.