Асия Рахимова
Внедрение и реализация моделей и механизмов сетевого взаимодействия Цдиют и ОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сетевое взаимодействие в образовании - это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность».
Сетевое взаимодействие в образовании предлагает две основные системы взаимодействия : конкуренцию и кооперацию. Чаще организуется кооперативное взаимодействие, которое предполагает определенный вклад всех участников в решение общей задачи. В качестве основного показателя плотности кооперативного взаимодействия выступает уровень включенности в общее дело всех участников образовательной системы.
Публикация «Внедрение и реализация моделей и механизмов сетевого взаимодействия Цдиют и ОУ» размещена в разделах
Основные проблемы сетевого взаимодействия в образовании связаны с существенной территориальной удаленностью разных образовательных организаций. Для преодоления подобных проблем применяют как современные, так и традиционные технологии.
Сетевое взаимодействие большую роль играет в дополнительном образовании, базируется на совместной деятельности взрослых и детей; используются принципы творчества и доверия, сотрудничества; взаимодействие осуществляется на основе поддержки, взаимного партнерства. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями позволяет объединять усилия кружковых объединений, школ, секций, направленных на воспитание гармонически развитой личности ребенка. В подобной ситуации ребенок имеет право выбора получить дополнительные навыки не только на базе своей школы, но и в иных образовательных учреждениях. Так, например, при проведении ежегодных мероприятий «Созвездие талантов», «Турслет школьников», «Радужное детство», научно-исследовательской конференции «Я – гражданин Башкортостана» объединяются усилия всего педагогического сообщества района.
Педагоги дополнительного образования работают на базе Караидельская СОШ №1, Караидельская СОШ №2, Халиловская СОШ, Абызовская ООШ, Ургушевская СОШ, Байкибашевская СОШ, Детский сад № 2, филиала сельскохозяйственного профессионального колледжа.
В перспективе есть предпосылки для развития следующего:
Предлагаю рассмотреть возможность объединения нескольких отдельных образовательных организаций вокруг сильной школы, имеющей достаточный материальный и кадровый потенциал, выполняющей функцию «ресурсного центра» и предлагать ребятам различные элективные и факультативные курсы по отдельным предметам, учитывая имеющиеся ресурсные возможности. В процессе такой работы педагоги обмениваются между собой мнениями, идеями, инновационными методическими приемами и технологиями. Сотрудничество базируется на умении «принимать» и «отдавать». Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков, проведение семинаров, совместных встреч, конференций.
В связи с переходом на 5-дневку, в будущем сетевое взаимодействие можно организовать в следующем формате: по субботам, предположим, на базе одной из ОУ (лесной или степной зоны) можно с приглашением специалистов организовать площадку, например, по подготовке к Турслету, в другом ОУ – площадку по подготовке к Выпускному вальсу, в третьем – площадка по исследовательской работе на базе школьного музея.
Еще одной направленностью сетевого взаимодействия планируется организация детского технопарка на базе Центра творчества. Возможная модель сотрудничества представлена на сайде 27, внимание на экран.
Основная причина разработки сетевых разнообразных сообществ связана с невозможностью многих небольших образовательных учреждений предоставлять всем участникам образовательного процесса полноценные условия для развития и воспитания (недостаточная материальная, техническая, кадровая оснащенность многих школ).
Механизмами сетевого взаимодействия при организации такого рода мероприятий являются совместное планирование и анализ деятельности. В процессе планирования и целеполагания происходит определение общих ориентиров работы, а также выбор собственного направления деятельности в рамках основной темы. Далее коллективное обсуждение темы, постановка целей и планирование работы с учетом интересов и возможностей всех участников образовательного процесса. Затем результаты этой работы обсуждаются на встрече представителей школ, планы уточняются и окончательно утверждаются. По завершению мероприятия проводится анализ работы.
Сетевое взаимодействие может быть направлено на решение проблемы дефицита кадрового ресурса. Участники могут предоставлять друг другу при необходимости собственные кадровые ресурсы.
Таким образом, современная образовательная организация не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Необходимо отметить, что практически обязательной частью использования современных IT являются сетевые технологии, построенные на использовании глобальной сети интернет. Естественно, что пренебрежение подобным в образовательным процессе, лишает и учителя, и учеников многих возможностей, доступных сейчас при наличии данных технологий. Это касается не только чисто информационной компоненты, позволяющей быстро находить нужные материалы в интернете, но и взаимодействия с другими образовательными учреждениями, учителями, родителями и учениками. Подобную систему тоже можно отнести к сетевому взаимодействию.
К формам сетевого взаимодействия можно отнести системы дистанционного обучения, обмен опытом с коллегами, персональные сайты педагогов, электронная почта. Все эти ресурсы незаменимы при выполнении программы в случае плохих погодных, дорожных условий.
Не всегда сетевое взаимодействие требует больших материальных затрат, например, функционирование школьных музеев давно налажено, хоть зачастую и держится на лишь энтузиазме местных краеведов-патриотов. Но самая важная работа сделана - ценный исторический материал собран, выделены помещения под школьные музеи. Благодаря ранее проделанной работе учреждение может демонстрировать свои уникальные экспонаты другим партнерам, вовлечь детей в исследовательскую деятельность и в дальнейшем принимать участие на районной конференции «Я – гражданин Башкортостана», республиканском конкурсе «Дорогами Отечества» и т. д.
В связи с вышесказанным предлагаю ознакомиться с деятельностью школьных музеев на базе двух школ – Караидельской СОШ № 1 и Уразаевской. Внимание на экран (на слайдах фотографии экспонатов музеев). ( К сведению: На 1 мая 2019 года в Караидельском районе 8 школьных музеев, из них – 5 музеев паспортизированы: Ургушевской, Байкинской, Байкибашевской, Караидельской школы №1, Уразаевской школ, а также функционируют музеи в Караярской и Новобердяшской школах).
Заключение. Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных учреждений и систем дополнительного образования вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Практика подобного взаимодействия разных участников образовательного процесса подтверждает появление множества инновационных моментов.