Папки-передвижки

Проект «Цвети, мой край, Мордовия моя!» Влияние народной музыки на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Венера Наильевна Капкаева
Проект «Цвети, мой край, Мордовия моя!» Влияние народной музыки на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Проект «Цвети мой край, Мордовия моя!»

Вид проекта: долгосрочный, коллективный, художественно-творческий.

Актуальность

Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Публикация «Проект „Цвети, мой край, Мордовия моя!“ Влияние народной музыки на духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Народная культура – это источник развития творческого потенциала детей и взрослых. Это национальная память народа, которая позволяет ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Сохранение истории определяет будущее нашего народа. Через народное творчество ребёнок последовательно развивается, проявляя свои неограниченные умения и фантазию.

Культура народов родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей духовно-нравственных ценностей, чувства национальной гордости.

Гипотеза

Воспитывать у ребенка любовь и уважение к этнокультуре родного края надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что музыкальное народное искусство формирует чувство самоуважения и уважение к культуре народов, населяющих республику.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Цель проекта: приобщение детей к истокам национальной культуры и быта народов республики Мордовия за счёт введения в репертуар для слушания, пения и ритмики народной музыки и музыки композиторов Мордовии. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду. Сохранение и развитие народной музыкальной культуры через подготовку и проведение народных праздников, циклов занятий по народному искусству, презентаций и т. д. Создание радостного настроения, положительных эмоций.

Задачи проекта:

- знакомство детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале

- воспитание эмоциональной отзывчивости к мордовской, русской, татарской народной музыке;

- формирование устойчивой потребности в общении с представителями разных этнокультур через сравнительное содержание музыкального репертуара;

- развитие понимания и умения ценить народное творчество;

- установление взаимосвязи музыки с другими видами деятельности;

- поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков посредством произведений народного искусства, песен, плясок, хороводов, игр, потешек, прибауток и т. д. ;

- развитие художественно-творческой активности детей - формирование самостоятельности, инициативности, раскрепощенности;

- обучение способам сотрудничества и общения детей и родителей, развитие коммуникативности детей через народные традиции.

Этапы и направления реализации проекта

I этап: подготовительный.

1. Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы, образовательных и региональных программ.

2. Изучение и анализ инновационного опыта педагогов в музыкальном воспитании и образовании дошкольников.

3. Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание необходимой предметно-развивающей среды.

4. Разработка перспективных планов по музыкальному образованию дошкольников (музыкально-образовательная деятельность, слушание-восприятие народной музыки, обучение игре на народных музыкальных инструментах).

5. Определение критериев уровня музыкального развития детей.

1. Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы, образовательных и региональных программ.

2. Изучение и анализ инновационного опыта педагогов в музыкальном воспитании и образовании дошкольников.

3. Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание необходимой предметно-развивающей среды.

4. Разработка перспективных планов по музыкальному образованию дошкольников (музыкально-образовательная деятельность, слушание-восприятие народной музыки, обучение игре на народных музыкальных инструментах).

4. Определение критерий уровня музыкального развития детей.

Ожидаемые результаты

-Проанализирован и систематизирован имеющийся материал по музыкальному образованию детей. Изучены региональные программы «Валдоня», «Мы в Мордовии живём»;

-Выявлен уровень освоения детьми образовательной программы.

-Сформировано целостное представление о взаимосвязи планов программ и пособий, определены пути их реализации в проекте.

-Определены критерии уровня музыкального развития детей дошкольного возраста, разработаны таблицы.

II этап: практический

Консультации для педагогов:

-«Влияние народной музыки на музыкально-творческое развитие детей».

-«Создание фольклорного центра в группе».

Выступление на педсоветах по вопросам:

-«Знакомство детей с произведениями народной музыки, приобщение к национальной культуре».

-«Приобщение детей к истокам русской народной культуры в соответствии с народным календарём».

Реализация перспективно-тематических планов по музыкальному образованию детей

Темы занятий:

- «Большая и малая Родина».

- «Народные песни и танцы татарского народа».

- «Саранск-столица Мордовии».

Консультации для педагогов:

-«Влияние народной музыки на музыкально-творческое развитие детей».

-«Создание фольклорного центра в группе».

Выступление на педсоветах по вопросам:

-«Знакомство детей с произведениями народной музыки, приобщение к национальной культуре».

-«Приобщение детей к истокам русской народной культуры в соответствии с народным календарём».

Методико-обучающие занятия для детей по реализации тематических планов по музыкальному образованию детей:

-Музыкально-тематическое занятие «Гимн - главная песня страны»

-Музыкально-тематическое занятие «Народные инструменты»

-Интегрированное занятие «Жаворонушки весну кличут».

-Интегрированное занятие «Мордовские матрешки».

Педагогическое сопровождение семьи по музыкальному образованию детей:

1. Темы консультаций:

- «Музыка в жизни ребёнка».

-«Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством народной музыки».

4. Праздники и развлечения:

-«Весенние капельки» - концерт семейных талантов.

-развлечение «Посиделки»;

-Семейный праздник «Масленица».

-участие в фестивале «Россия-душа моя»

Ожидаемые результаты

Педагоги мотивированы для создания условий реализации проекта.

-Сформирована педагогическая компетентность у сотрудников по музыкальному образованию дошкольников.

-Педагоги подготовлены для помощи детям в реализации творческих музыкальных заданий в самостоятельной музыкальной деятельности дома и в детском саду.

-Сформированы представления педагогов о системе музыкального воспитания дошкольников, проанализированы поэтапно-творческие планы по восприятию народной музыки, по музыкально-образовательной деятельности.

-Актуализированы знания педагогов о народной музыке, о её значении в процессе становления личности ребёнка.

- Углублены представления педагогов о музыкальных инструментах, о составе народного оркестра, о роли народной музыки в интеллектуальном развитии детей.

-Разработаны рекомендации и оформлена подборка музыкальных народных произведений для детей.

-Сформирован запас музыкальных впечатлений,

повышена музыкальная компетентность дошкольников.

-Осознанное овладение детьми программным материалом.

-Дети различают на слух русские, мордовские, татарские народные песни.

-Уверенно различают вокальную и инструментальную музыку, имеют представление о жанрах народной музыки (попевки, потешки, частушки, песни, колядки)

- Обобщён опыт работы с детьми по музыкальному образованию, выявлены знания детей, музыкальные предпочтения.

- Дети ознакомлены с творчеством русских, мордовских композиторов –, сформированы представления детей о народной музыке; дети знают состав народного оркестра, слышат и различают звучание солирующих музыкальных инструментов в оркестре.

- Дети научены приёмам игры на различных детских народных музыкальных инструментах. Эмоционально и выразительно исполняют музыкальные произведения индивидуально и в оркестре.

- Актуализированы представления родителей о влиянии народной музыки на духовное становление личности, о развитии музыкальных способностей и творческих проявлениях детей.

- Родители подготовлены к совместному прослушиванию народных произведений, к проведению праздников в семье.

- Разработаны рекомендации помощи родителями по проведению праздников в семье.

- Адресная направленность рекомендаций семье с учётом достижений и проблем ребёнка.

- Создана атмосфера сотрудничества по вопросам музыкального воспитания.

- Семейные праздники объединили родителей, детей и педагогов. Выявлены музыкальные таланты среди родителей и детей, организованы творческие встречи в детском саду.

III этап - обобщающий.

Детские музыкальные конкурсы:

-Конкурс танцевального мастерства.

-Конкурс знатоков народной музыки «Народная мозаика»

-Конкурс исполнителей музыки на народных музыкальных инструментах.

-Мониторинг основ музыкальной компетентности детей.

-Анализ реализации проекта, прогнозирование самостоятельности детей в музыкальной деятельности.

Ожидаемые результаты

- Созданы условия, направленные на формирование музыкальной компетентности детей в процессе интеграции видов музыкальной деятельности.

- Усвоенные знания и умения дети применяют

самостоятельно.

- Определён уровень музыкального развития детей.

- Организационно педагогическая работа музыкальной деятельности носит системный и комплексный характер. Дошкольник духовно развит, музыкально компетентен.

Выводы и результаты

Занятия, выступления, концерты, показывают, что дети усваивают знания, полученные в процессе подготовки. Они знают разнообразные жанры русских, мордовских, татарских песен. Умеют различать их на слух. Исполняют русские, мордовские, татарские народные песни, хороводы, пляски, игры. Умеют передать игровой образ персонажа в ходе исполнения. Они знают костюмы русского, мордовского, татарского народов.

У детей появился устойчивый интерес к жизни своих предков, к их творчеству и быту, укладу жизни. Повысился уровень творческой активности, желание брать на себя роль ведущих, выполнять красиво и выразительно исполняемый репертуар. Родители активно посещают и участвуют в различных мероприятиях.

Публикации по теме:

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Роль музыкального руководителя в организации совместной деятельности взрослого с детьми Музыка в дошкольном учреждении - Источник особой детской радости - Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Цвети, мой край, Мордовия моя!» Влияние народной музыки на духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 18 января 2014 в 21:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД