Венера Наильевна Капкаева
Проект «Цвети, мой край, Мордовия моя!» Влияние народной музыки на духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Цвети мой край, Мордовия моя!»
Вид проекта: долгосрочный, коллективный, художественно-творческий.
Актуальность
Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Публикация «Проект „Цвети, мой край, Мордовия моя!“ Влияние народной музыки на духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мордовия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Народная культура – это источник развития творческого потенциала детей и взрослых. Это национальная память народа, которая позволяет ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Сохранение истории определяет будущее нашего народа. Через народное творчество ребёнок последовательно развивается, проявляя свои неограниченные умения и фантазию.
Культура народов родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей духовно-нравственных ценностей, чувства национальной гордости.
Гипотеза
Воспитывать у ребенка любовь и уважение к этнокультуре родного края надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что музыкальное народное искусство формирует чувство самоуважения и уважение к культуре народов, населяющих республику.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Цель проекта: приобщение детей к истокам национальной культуры и быта народов республики Мордовия за счёт введения в репертуар для слушания, пения и ритмики народной музыки и музыки композиторов Мордовии. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду. Сохранение и развитие народной музыкальной культуры через подготовку и проведение народных праздников, циклов занятий по народному искусству, презентаций и т. д. Создание радостного настроения, положительных эмоций.
Задачи проекта:
- знакомство детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале
- воспитание эмоциональной отзывчивости к мордовской, русской, татарской народной музыке;
- формирование устойчивой потребности в общении с представителями разных этнокультур через сравнительное содержание музыкального репертуара;
- развитие понимания и умения ценить народное творчество;
- установление взаимосвязи музыки с другими видами деятельности;
- поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков посредством произведений народного искусства, песен, плясок, хороводов, игр, потешек, прибауток и т. д. ;
- развитие художественно-творческой активности детей - формирование самостоятельности, инициативности, раскрепощенности;
- обучение способам сотрудничества и общения детей и родителей, развитие коммуникативности детей через народные традиции.
Этапы и направления реализации проекта
I этап: подготовительный.
1. Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы, образовательных и региональных программ.
2. Изучение и анализ инновационного опыта педагогов в музыкальном воспитании и образовании дошкольников.
3. Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание необходимой предметно-развивающей среды.
4. Разработка перспективных планов по музыкальному образованию дошкольников (музыкально-образовательная деятельность, слушание-восприятие народной музыки, обучение игре на народных музыкальных инструментах).
5. Определение критериев уровня музыкального развития детей.
1. Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы, образовательных и региональных программ.
2. Изучение и анализ инновационного опыта педагогов в музыкальном воспитании и образовании дошкольников.
3. Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание необходимой предметно-развивающей среды.
4. Разработка перспективных планов по музыкальному образованию дошкольников (музыкально-образовательная деятельность, слушание-восприятие народной музыки, обучение игре на народных музыкальных инструментах).
4. Определение критерий уровня музыкального развития детей.
Ожидаемые результаты
-Проанализирован и систематизирован имеющийся материал по музыкальному образованию детей. Изучены региональные программы «Валдоня», «Мы в Мордовии живём»;
-Выявлен уровень освоения детьми образовательной программы.
-Сформировано целостное представление о взаимосвязи планов программ и пособий, определены пути их реализации в проекте.
-Определены критерии уровня музыкального развития детей дошкольного возраста, разработаны таблицы.
II этап: практический
Консультации для педагогов:
-«Влияние народной музыки на музыкально-творческое развитие детей».
-«Создание фольклорного центра в группе».
Выступление на педсоветах по вопросам:
-«Знакомство детей с произведениями народной музыки, приобщение к национальной культуре».
-«Приобщение детей к истокам русской народной культуры в соответствии с народным календарём».
Реализация перспективно-тематических планов по музыкальному образованию детей
Темы занятий:
- «Большая и малая Родина».
- «Народные песни и танцы татарского народа».
- «Саранск-столица Мордовии».
Консультации для педагогов:
-«Влияние народной музыки на музыкально-творческое развитие детей».
-«Создание фольклорного центра в группе».
Выступление на педсоветах по вопросам:
-«Знакомство детей с произведениями народной музыки, приобщение к национальной культуре».
-«Приобщение детей к истокам русской народной культуры в соответствии с народным календарём».
Методико-обучающие занятия для детей по реализации тематических планов по музыкальному образованию детей:
-Музыкально-тематическое занятие «Гимн - главная песня страны»
-Музыкально-тематическое занятие «Народные инструменты»
-Интегрированное занятие «Жаворонушки весну кличут».
-Интегрированное занятие «Мордовские матрешки».
Педагогическое сопровождение семьи по музыкальному образованию детей:
1. Темы консультаций:
- «Музыка в жизни ребёнка».
-«Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством народной музыки».
4. Праздники и развлечения:
-«Весенние капельки» - концерт семейных талантов.
-развлечение «Посиделки»;
-Семейный праздник «Масленица».
-участие в фестивале «Россия-душа моя»
Ожидаемые результаты
Педагоги мотивированы для создания условий реализации проекта.
-Сформирована педагогическая компетентность у сотрудников по музыкальному образованию дошкольников.
-Педагоги подготовлены для помощи детям в реализации творческих музыкальных заданий в самостоятельной музыкальной деятельности дома и в детском саду.
-Сформированы представления педагогов о системе музыкального воспитания дошкольников, проанализированы поэтапно-творческие планы по восприятию народной музыки, по музыкально-образовательной деятельности.
-Актуализированы знания педагогов о народной музыке, о её значении в процессе становления личности ребёнка.
- Углублены представления педагогов о музыкальных инструментах, о составе народного оркестра, о роли народной музыки в интеллектуальном развитии детей.
-Разработаны рекомендации и оформлена подборка музыкальных народных произведений для детей.
-Сформирован запас музыкальных впечатлений,
повышена музыкальная компетентность дошкольников.
-Осознанное овладение детьми программным материалом.
-Дети различают на слух русские, мордовские, татарские народные песни.
-Уверенно различают вокальную и инструментальную музыку, имеют представление о жанрах народной музыки (попевки, потешки, частушки, песни, колядки)
- Обобщён опыт работы с детьми по музыкальному образованию, выявлены знания детей, музыкальные предпочтения.
- Дети ознакомлены с творчеством русских, мордовских композиторов –, сформированы представления детей о народной музыке; дети знают состав народного оркестра, слышат и различают звучание солирующих музыкальных инструментов в оркестре.
- Дети научены приёмам игры на различных детских народных музыкальных инструментах. Эмоционально и выразительно исполняют музыкальные произведения индивидуально и в оркестре.
- Актуализированы представления родителей о влиянии народной музыки на духовное становление личности, о развитии музыкальных способностей и творческих проявлениях детей.
- Родители подготовлены к совместному прослушиванию народных произведений, к проведению праздников в семье.
- Разработаны рекомендации помощи родителями по проведению праздников в семье.
- Адресная направленность рекомендаций семье с учётом достижений и проблем ребёнка.
- Создана атмосфера сотрудничества по вопросам музыкального воспитания.
- Семейные праздники объединили родителей, детей и педагогов. Выявлены музыкальные таланты среди родителей и детей, организованы творческие встречи в детском саду.
III этап - обобщающий.
Детские музыкальные конкурсы:
-Конкурс танцевального мастерства.
-Конкурс знатоков народной музыки «Народная мозаика»
-Конкурс исполнителей музыки на народных музыкальных инструментах.
-Мониторинг основ музыкальной компетентности детей.
-Анализ реализации проекта, прогнозирование самостоятельности детей в музыкальной деятельности.
Ожидаемые результаты
- Созданы условия, направленные на формирование музыкальной компетентности детей в процессе интеграции видов музыкальной деятельности.
- Усвоенные знания и умения дети применяют
самостоятельно.
- Определён уровень музыкального развития детей.
- Организационно педагогическая работа музыкальной деятельности носит системный и комплексный характер. Дошкольник духовно развит, музыкально компетентен.
Выводы и результаты
Занятия, выступления, концерты, показывают, что дети усваивают знания, полученные в процессе подготовки. Они знают разнообразные жанры русских, мордовских, татарских песен. Умеют различать их на слух. Исполняют русские, мордовские, татарские народные песни, хороводы, пляски, игры. Умеют передать игровой образ персонажа в ходе исполнения. Они знают костюмы русского, мордовского, татарского народов.
У детей появился устойчивый интерес к жизни своих предков, к их творчеству и быту, укладу жизни. Повысился уровень творческой активности, желание брать на себя роль ведущих, выполнять красиво и выразительно исполняемый репертуар. Родители активно посещают и участвуют в различных мероприятиях.