Анжела Михайловна Панова
Влияние молодежной субкультуры на работу педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Панова Анжела Михайловна, социальный педагог ГБОУ №620 «Росток»
Под культурой принято понимать убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Свод накопленных определений мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение, называется субкультурой.
Публикация «Влияние молодежной субкультуры на работу педагога» размещена в разделах
Субкультура - это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, которое отличается собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры. Молодежная субкультура – объективная реальность, которую необходимо изучать и знать. Это позволит разрушить привычные стереотипы нашего мышления при изучении не только молодежной субкультуры, но и подростковой и молодежной преступности. Для того, чтобы понять и молодых людей из неформальных объединений, необходимо знать историю и причины возникновения таких объединений, и только после этого выработать к ним свое отношение и наметить те или иные средства воспитательного воздействия. В наше время количество субкультур сильно увеличилось, связано это с теми изменениями, что происходят в нашем обществе. Если общество и родители не могут предложить ребенку или подростку эффективных культурных образцов и символов выживания, социализации-то он ищет их сам. Подросток стремится войти в группу людей, в которой он перестает чувствовать себя одиноким, ему есть о чем поговорить с другими людьми, а значит, у него снижается чувство тревоги. Чувство тревоги, активный поиск себя и реализации своих способностей способствуют активному распространению субкультур. Следует учитывать, что молодежная культура не представляет собой некое содержательное единство (какой-то набор обязательно однородных ценностей, а объединяет молодежь, причем молодежь из разных социальных групп, с помощью специфического механизма своего функционирования. Сущность этого механизма состоит в том, что существуют некоторые общепринятые формы поведения и их «символическое» обеспечение, с которым молодые люди соприкасаются, и чувствуют себя «в своей тарелке», то есть в обществе себе подобных, объединенных в данной локальной ситуации вокруг определенным образом внешне выраженных ценностей, недоступных взрослым. Если родители полностью обеспечивают своих детей культурными образцами, и если ребенку это актуально и интересно, то тогда он не будет заполнять культурный вакуум. Ведь, по сути, субкультура занимает собою образовавшуюся пустоту.
Хотелось бы подчеркнуть, что пребывание внутри какой-либо субкультуры - это временный период в жизни человека. Даже сама субкультура - временное явление, она имеет свой ограниченный срок жизни, а потом она угасает. Как только у человека происходит переоценка ценностей, изменения в личной жизни, карьере, и ценности субкультуры перестают быть для него актуальными-то он выходит из нее.
Основная тенденция сегодняшних субкультур – это омоложение ее участников. Если раньше это могли быть взрослые люди, то сегодня к подобным группам начинают проявлять интерес школьники. Причем намечается заметное искажение: школьники средне-младшего возраста стремятся подражать своим старшим товарищам. Они не столько улавливают или усваивают суть явления, сколько копируют внешние признаки, лежащие на поверхности: стиль одежды, манеру разговаривать. Это становится просто «модно».
Сегодняшние дети сильно отличаются от своих сверстников прежних лет – у них актуализируются качественно новые социальные потребности, установки; меняется характер межличностных отношений, содержание общения, а также осведомленность о молодежных субкультурах и отношение к ним.
Младшие школьники действуют, подражая своим сверстникам или старшим, увлеченным определенной субкультурой. Эмоционально-положительное отношение к той или иной молодежной субкультуре в начальной школе может раскрыть те психологические трудности ребенка, которые почти неуловимы при стандартных процедурах диагностики.
Вмешательство взрослых должно быть гибким, личностно ориентированным, вариативным. Специалисты по работе с такими школьниками, педагоги должны предлагать им альтернативные и привлекательные для них пути и способы проведения свободного времени, организации досуга.
Необходимо определить социально-педагогические условия эффективного взаимодействия учреждений образования с молодежными субкультурами и неформальными объединениями, в том числе и профилактики их возможного негативного влияния на подрастающее поколение.
Должна быть обязательная организация занятости и досуга школьников в соответствии с их ценностями, интересами и потребностями. Например: спортивные и музыкальные мероприятия, концерты, конкурсы ролевых игр, Интернет-проекты, молодежные социальные сети, сайты, форумы, телевизионные, радио и другие информационные программы, и т. д. На мероприятиях необходимо поддерживать неформальный стиль, свободу общения и творчества молодежи. Особенное внимание необходимо обратить на молодежные субкультуры музыкального направления, которых достаточно много. На различных мероприятиях можно обеспечить музыкальное сопровождение с учетом вкусов и потребностей подрастающего поколения, т. е. дать им возможность слушать любимую музыку.
Субкультура - это часть общественного организма, она не противоречит базовой культуре, а дополняет ее. Поэтому давайте сначала будем изучать субкультуры, а лишь потом пытаться запрещать. Давайте говорить об этом: пусть взрослые услышат молодых, а молодые — взрослых. Ведь у всех нас гораздо больше общего, чем различий, и всегда можно попытаться договориться.