Аптриева Ольга
Сценарий викторины «Волшебный мир марийской сказки»
В воспитании дошкольников широко используется народная сказка, которая способствует не только формированию эмоционального положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию детей.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение. Марийский народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму песен, легенд, сказок.
Публикация «Сценарий викторины „Волшебный мир марийской сказки“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Марийская народная сказка отличается неповторимым колоритом, который создается бытовыми особенностями, привычками, обычаями марийского народа. Именно это и придает ей национальный характер, делает ее самобытной.
В марийских сказках содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Марийцы издавна жили в лесистом краю на среднем течении Волги. Лесами окружены марийские деревни, среди лесов стоят города. Издавна жизнь марийцев была тесно связана с лесом: в лесу они добывали зверя, собирали ягоды, лес давал бревна для строительства жилища, из дерева марийцы вырезали посуду, из лыка и бересты плели лапти. Марийцы были благодарны лесу за пищу и кров, но еще они любили лес за его красоту. Поэтому почти в каждой марийской сказке обязательно говорится про лес
Актуальность темы. Возрождение истоков культуры, языка марийского народа, знакомство детей с Родиной, где они родились, где родились и выросли отцы и деды, где их окружает богатый мир природы, является первостепенной задачей воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях. Наверное, нет ребенка, который не любил бы сказку. Сказка формирует у ребенка представление о добре и зле. С детства сказка закладывает в душу человека заряд оптимизма. Сказка раскрывает перед ребенком все богатства родного языка, способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает к творчеству. Поэтому надо знакомить со сказками.
Цель: Знакомить детей с творчеством марийского народа. Учить понимать значение сказок, уметь находить сходство и разницу между русскими и марийскими сказками, учить называть марийские имена используемые в сказках. Закреплять умение пересказывать новый текст, умение играть в подвижные игры марийского народа. Воспитывать любовь и гордость к родному краю, к родному городу, народному творчеству народа мари. Развивать речь детей.
Одна из форм работы работы с детьми, используемая нами, это викторины по марийским народным сказкам. Слушая отрывки, дети называют названия сказок и главных героев. Дети сравнивают героев марийских народных сказок с персонажами из русских сказок и легенд. Онара, Чоткар-патыра, Ненчык-патыра сравнивают с былинными богатырями, Сереброзубую Пампалче с Василисой Прекрасной и Еленой Премудрой. Этим мы учим детей видеть общие черты, общие ценности разных народов. Викторины помогают запомнить содержание сказки, сравнивать персонажи разных сказок, сопоставлять их, выражать свое отношение к ним.
Сейчас мы проведем игру-викторину по марийским сказкам и узнаем, кто у нас самый внимательный, находчивый и сообразительный, кто хорошо помнит сказки.
1 конкурс. Разминка «Хорошо ли ты знаешь сказки?»
• Какой зверь выгнал Зайца из своего дома? (Сверчок)
• Как зовут дряхлую, обросшую мхом старушку? (Вувер-кува)
• Как зовут девочку с серебряными зубами? (Сереброзубая Пампалче)
• Как заканчивается большинство сказок? (Сказка дальше, а я ближе)
• Из чего сделан богатырь Нончек-патыр? (Из теста)
• Какая птица помогает богатырям в беде? (Белый гусь)
• Через сколько дней у новорожденных богатырей появляется сила? (12)
• Какая сказка похожа на русскую сказку «Муха-цокотуха»? (Муравьиная свадьба)
• Любимый музыкальный инструмент (Гусли)
2 конкурс. Чей портрет.
• Светлая, как звезда, и прекрасная, как луна (Сереброзубая Пампалче)
• Дряхлая, от старости мхом проросшая (Вувер-кува)
• Добрый, приветливый к бедным людям, беспощадный к богачам. Мудрый, как сто стариков (Чоткар-патыр)
• Рыжий, дерзкий и бесстыжий (Кузнечик)
3 конкурс. Интеллектуальный.
• Кто является главными героями в сказках о животных? (Лиса, волк, медведь, заяц)
• Какая река часто упоминается в марийских сказках? (Вятка)
• Назовите богатырей из марийских сказок
• Из кокой сказки Тойдемар? (Белая Лебедушка)
• Кто дал свою силу младенцу Кокша? (Богатырь Кугурак)
• Куда кинули связанного богатыря? (В яму в глубину в 40 сажень)
• В какой сказке девушки-батрачки каждый день прядут пряжу, ткут холсты, вяжут кружева (Изий)
• В какой сказке отец согласился отдать свою дочь Водяному владыке? (Сереброзубая Пампалче)
4 конкурс. Из какой сказки строки?
• Иду за невестой, За красивой невестой с серебряными зубами. (Сереброзубая Пампалче)
• Пригнал волков, как овечье стадо, на хозяйский двор (Нончык-патыр)
• В первую же ночь около колыбельки появился богатырь Кугурак. Он склонился над ребенком и сказал : «Возьми, Кокша, мою силу, а смелости научит тебя отец». (Сказание о Кокша-патыре)
• А самая младшая из сестёр была догадливой. Она вместо пальцев в рот ведьме Вувер-куве подсовывала кости. (Девочка и вувер-кува)
• «Ты будешь прятаться, - говорил он, - а я тебя буду ловить» (Девушка-сиротка и дочь мачехи)
• Сова, тум-тум,Одного птенца брось, тум-тум, Как залезу — съем, тум-тум, Как срублю — съем, тум-тум, Одного птенца брось, тум-тум! (Сова и лиса)
5 конкурс. Из какой сказки эти предметы.
• Серебряный топорик, шелковые качели, старый рваный кафтан. (Сереброзубая Пампалче)
• Волынка, гусли, нож, лук со стрелами (Волшебный меч)
• Драгоценный камень, гусли-самогуды, клубок, вышивка (Златокрылая утка)
• Гармошка, гитара, барабан, гусли (Муравьиная свадьба)
6 конкурс. Определи название сказки по картинке.
Результаты проделанной работы: 1. У детей чувствуется любовь к марийскому народному творчеству (народным сказкам) и к своему народу; 2. Видны улучшения в произношении в том числе марийских звуков в словах и речь у дошкольников стала внятной и понятной; 3. Исчезают постепенно робость и стеснительность, тем самым дети стали активней и общительней друг с другом и со сверстниками, стали выступать на разных мероприятиях.
Настоящая работа может послужить наглядным примером для дальнейшего изучения роли марийского фольклора, а в частности народных сказок в воспитании детей дошкольного возраста и может способствовать восполнению пробелов в исследовании некоторых аспектов марийского устного народного творчества.