Елизавета Кобылина
Викторина «Тайны симфонического оркестра»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина - Тайны симфонического оркестра
Задачи:
• закрепить знания детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра;
• воспитывать желание детей играть в оркестре на ДМИ;
• активизировать детей: развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память, различать регистры, вслушиваться в музыкальные звуки инструментов, пользоваться специальной терминологией;
Предварительная работа:
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Музыка. Викторины и музыкальные квест-игры
- Оркестр для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
• знакомство детей с инструментами симфонического оркестра (посредством использования карточек, плакатов, аудиозаписи, видеопрезентаций);
Муз. руководитель: Добрый день всем, кто присутствует в этом зале! Я очень рада вас видеть! А собрались мы с вами по особому случаю. Сегодня мы с вами участвуем в волшебной викторине.
Посмотрите, что вы видите на экране? (Слайд с изображением музыкальных инструментов).
Дети: Много музыкальных инструментов.
Муз. руководитель: Правильно! А что их объединяет?
Дети: Музыка!
Муз. руководитель: Скажите, где можно услышать звучание этих музыкальных инструментов одновременно?
Дети: В оркестре.
Муз. руководитель: Оркестр – что это такое? Напомню вам сейчас, друзья! В мире музыкальных инструментов – большая дружная семья. (Слайд) Оркестры бывают разными : струнными, народными, джазовыми, Бывает военный, духовой. А симфонический – самый большой! Здесь музыкантов целый полк, у них командир – дирижер (Слайд) Он с сотней музыкантов управляется, и музыка прекрасная получается. Дирижер волшебной палочкой махнет, оркестр звуки извлекать начнет. А музыканты с инструментами стараются, следят за палочкой, не отвлекаются. (слайд) Скрипки и альты слева от нас, справа – виолончель и контрабас. (слайд) За ними деревянные духовые. К ним относятся такие: Флейты, кларнеты, гобои, фаготы, в оркестре у них много работы. (слайд) Дальше от зрителей духовые медные, звуки их в оркестре заметные : Валторна и трубы, тромбоны и туба. Туба в оркестре всего лишь одна, но голос ее слышен издалека. (Слайд) Слева за всеми, инструменты ударные, в оркестре их считают важными, главными: Литавры, тарелки, барабан – задают ритм для танцев нам. И звонкий колокольчик, ксилофон и бубен для музыки хорошей очень нужен. (слайд) Пианисты на рояле и челесте тоже могут выступать в оркестре! Они сольные партии ловко исполняют, всех удивляют и всех вдохновляют. (Слайд) В начале концерта и после него есть правило - важное очень - одно: Дирижер первой скрипке руку пожмет, затем пульт дирижерский займет. Взмахнет рукой – волшебство начинается, В мир звуков прекрасных весь зал окунается. И звуки, трогая сердца, звучат до самого конца. По окончании – буря аплодисментов для дирижера, музыкантов и инструментов! (Стихи О. Ивановой)
Муз. руководитель: Тема нашей викторины, как вы догадались, - «Симфонический оркестр», в состязании примут участие две команды. Давайте друг друга поддержим аплодисментами: это команда «Скрипичный ключик» и «Волшебная скрипка». Наблюдать за состязаниями будет жюри, наши замечательные воспитатели: Татьяна Владиславовна и Раиса Васильевна.
Муз. руководитель: Начнем с разминки. Я буду поочередно каждой команде задавать вопросы, а вам необходимо быстро отвечать!
Музыкальный фон. Разминка «Это правда или нет?»
Муз. руководитель: Это правда или нет – дайте правильный ответ! Если правда – вы, друзья, громко все кричите: «Да!» А неправда – вы в ответ вместе все кричите: «Нет!» (Далее дети выполняют условие ведущей.)
- Правда ли, что на скрипке можно играть и без смычка? (Да)
- Правда, что теперь контрабас делают такого же размера, как скрипка, чтобы легче было переносить? (Нет)
- Правда ли, что для того чтобы научиться играть на арфе, надо есть очень много мяса? (Нет)
- Верите ли вы, что деревянные духовые инструменты разбираются на части? (Да)
- Правда ли, что кларнет делают из черного дерева? (Да)
- Верите ли вы, что сыр «Виола» назвали в честь музыкального инструмента виолончели? (Нет)
- Верите ли вы что Петр Ильич Чайковский был композитором? (Да)
- Правда ли, что куры, когда клюют зерно, выстукивают ритм песни «Дважды два четыре»? (Нет)
- Правда ли, что у альта четыре струны? (Да)
- Верите ли вы, что для изготовления смычка используют конский волос? (Да)
Муз. руководитель: Молодцы! Все были очень внимательны и справились с разминкой, теперь вы готовы к более сложным заданиям. Объявляю первый тур – загадки о музыкальных инструментах.
- Кто в оркестре вам поможет?
Сложный ритм задать он сможет,
Ритм любой, из разных стран.
Кто же это?. .. . (Барабан)
- В руки ты ее возьмешь
И смычком ты проведешь… (Скрипка.)
- У него рубашка в складку
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет
Если в руки попадет,
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем,
Весельчак, а не буян,
Голосистый мой … (Баян).
- Знайте, они с барабаном соседи,
сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их – не пустяк, не безделка
в музыке тоже бывают.. . (Тарелки)
- Круглый, звонкий, озорной
Поиграть зовет с собой… (Бубен)
- У какого инструмента есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно, это звонкий наш.. . (Рояль)
Муз. руководитель: Молодцы! Что же скажет жюри?
Жюри подводит итоги, объявляет результаты разминки и первого тура и начисляет командам очки («нотки»)
Муз. руководитель: Теперь настал черед музыкальной паузы, и я предлагаю вам стать музыкантами. Я знаю, вы очень любите играть на музыкальных инструментах, берите инструменты и занимайте свои места в оркестре. У нас будет оркестр ударных инструментов.
Оркестр исполняет польку «Трик-трак» И. Штрауса
Муз. руководитель: Молодцы! Вы внимательно слушали музыку и правильно играли свои партии. И наш второй тур - «Узнай инструмент по звучанию» Слушайте внимательно, отгадывайте старательно! Команды отгадывают поочередно.
Игра «Узнай инструмент по звучанию» (Слайды с изображениями).
Муз. руководитель: Вы замечательно показали, что знаете, как звучат разные музыкальные инструменты. И пока жюри принимает решение, приглашаю вас поиграть.
Физкультминутка с движением
Дети (выполняя движения по тексту) : Мы играем на гармошке, громко хлопаем в ладошки, Головой слегка качаем, руки вверх поднимаем. И ладони опускаем, приседаем, отдыхаем. (повторить 2-3 раза с ускорением). Жюри подводит итоги, объявляет результаты второго тура и начисляет командам очки («нотки»).
Муз. руководитель: А наш конкурс продолжается! Начинаем третий тур – предлагаю поиграть в «Третий лишний». Назовите «лишний» инструмент и обоснуйте свой ответ.
Игра «Третий лишний»
Муз. руководитель: Молодцы! Как грамотно и правильно вы объясняли! Теперь для вас игра на внимание. Я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на них. Если я ошибусь – подайте мне сигнал: громко хлопайте в ладоши. Договорились? Тогда начнем!
Игра на внимание «Покажи, как играть на инструменте»
Муз. руководитель (после слов «играем на.. . называет инструмент) : - скрипке; - виолончели; - бубне; - контрабасе; - мясорубке (дети хлопают); - балалайке; - флейте; - баяне; - трубе; - утюге (дети хлопают);- свирели; - арфе; - рояле; - барабане; - метле (дети хлопают).
Жюри подводит итоги, объявляет результат третьего тура и начисляет командам очки («нотки»).
Муз. руководитель: Четвертый тур – «Подбери к музыке картинку»! Дети выполняют задание
Муз. руководитель: Молодцы! Все справились и с этим заданием.
Жюри подводит итоги, объявляет результат четвертого тура и начисляет командам очки («нотки»).
Муз. руководитель: А сейчас – внимание! Объявляю начало пятого тура – «Музыкальных дел мастера»! Командам предлагается изготовить музыкальные инструменты, для этого у нас есть конверты с материалами. Вам нужно сложить музыкальный инструмент и назвать его.
В сопровождении фонограммы проводится игра «Сложи инструмент» (разрезные картинки, пазлы).
Муз. руководитель: Молодцы! Все справились и с этим заданием. Вот и подошло к концу наше соревнование. Сегодня мы с вами закрепили знания о музыкальных инструментах симфонического оркестра. Скажите, понравился вам конкурс?. .. А что больше всего вам запомнилось? (Дети отвечают)
Итак, жюри готово огласить результаты сегодняшних состязаний, и мы узнаем победителей.
Жюри подводит итоги конкурса, начисляет командам очки («нотки») и объявляет результат.
Муз. руководитель: Спасибо большое за активную работу, за то, что вы были очень внимательны, мне очень приятно было с вами играть. Музыку тоже нужно учиться понимать. Старайтесь чаще слушать ее, и музыка откроет вам свои тайны, свой волшебный и сказочный мир!