Марчук Ирина Сагитовна
Викторина, посвященная Дню шахтера для старшего дошкольного возраста
Викторина, посвященная Дню шахтера
Цель: закрепить знания детей о профессии шахтер.
Задачи.
Образовательные: расширить и закрепить знания детей о горнодобывающей отрасли, пополнить словарный запас детей.
Развивающие: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду взрослых, помочь осознать сложность и востребованность профессии шахтера, содействовать сплочению коллектива посредством выполнения заданий коллективом.
Публикация «Викторина, посвященная Дню шахтера для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Шахтер. Знакомство с профессией
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудования: разрезанные картинки с изображением герба; картинки, изображающие снаряжение и одежду шахтера, музыкальный центр.
Ход викторины:
Ведущая: Дорогие ребята! Этот день, мы посвящаем ШАХТЕРАМ, эта мужественная профессия является главной для нашего города Междуреченска. В 1721 году Михайло Волков обнаружил уголь, с этого времени началась история освоения Кузбасса, добыча главного богатства Кузнецкой земли - угля.
Солнце – шар золотой полыхает огнем,
Мы – как солнце – и свет, и тепло в мир несем!
Август щедростью лета приветствует нас!
С днем шахтера страна!
С днем шахтера КУЗБАСС!
Ребята, сегодня мы играем в викторину «Что мы знаем о шахтерах».
В ней примут участие две команды – это команда «Уголёк» и команда «Огонёк». А мудрое, справедливое жюри будет оценивать ваши ответы, в конце викторины подсчитают баллы. Начнем мы нашу викторину с приветствия!
Команда «Уголёк». Наш девиз: «Ярко я печи горю, людям всем тепло даю».
Команда «Огонёк». Наш девиз: «Знают все, что без огня не прожить и дня».
Ведущая: Следующая часть нашей викторины называется разминка. Я буду называть каждой команде по вопросу, за каждый правильный ответ, вы получите 1 балл.
Вопрос команде «Уголёк». Кто такие шахтеры? (Шахтер – это профессия. Люди этой профессии добывают полезные ископаемые.).
Вопрос команде «Огонёк». Что такое уголь? (Уголь – это полезное ископаемое, твердое вещество, которое является ценным видом топлива.).
Вопрос команде «Уголёк». Из чего образовался уголь? (Уголь образовался из древних растений и деревьев под землей в условиях отсутствия кислорода.).
Вопрос команде «Огонёк». Какими свойствами обладает уголь: его цвет, является ли он тяжелым или легким, растворяется ли в обычной воде, он твердый или мягкий? (Уголь блестящий черного цвета, он не растворяется в воде, уголь твердый, а если по нему сильно ударить он рассыпается).
Вопрос команде «Уголёк». Почему труд шахтера тяжелый и опасный? (Шахтер работает под землей, где мало кислорода, там могут произойти обвалы, взрывы газа метана).
Вопрос команде «Огонёк». Способы добычи угля. (Уголь добывают открытым способом на разрезах и подземным способом в шахтах).
Вопрос команде «Уголёк». Какие шахтерские специальности вы знаете? (Горнорабочие спускают оборудование и крепление в шахту; электрослесари, устанавливают и ремонтируют оборудование; проходчики, они помогают комбайнёру рубить метры угля, крепят забой; машинисты управляют комбайном и электровозом.).
Вопрос команде «Огонёк». Какие машины и механизмы помогают добывать уголь? (В шахте угольный комбайн дробит пласты угля и грузит отбитый уголь по транспортеру в вагонетки электровоза; электровоз вывозит уголь на поверхность. На разрезе экскаватор с помощью большого ковша срезает уголь и погружает в большие машины – БелАЗы.).
Вопрос команде «Уголёк». Во что одет шахтер? (Защитить шахтера призвана различная спецодежда-роба и спец обувь-сапоги, каска и рукавицы, наколенники и налокотники, предохранительный пояс, для снижения нагрузки и крепления само спасателя и инструментов.).
Вопрос команде «Огонёк». Какие инструменты и снаряжение нужны шахтеру для работы? (Аккумуляторный светильник и само спасатели для защиты от задымлений, лопата, топор, кувалда, кайло, сверло, тягалка.).
Последний вопрос для обеих команд. По очереди команды должны назвать что делают из угля. (Изготавливают таблетки, карандаши, прочные нитки, удобрения, стекло, применяют при изготовлении духов, кремов.).
Ведущий: Для команд объявляется физминутка.
Утром рано мы встаём, (поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном. (показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт, (руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт. (ходьба на месте)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном. (постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, (показать руками маленький предмет)
А для нас - огромный. (поднять руки вверх и опустить через стороны).
Летит высоко самолёт (руки вверх)
Над нашею страною (руки в стороны, покачивание)
Работа на земле идет, (имитация копания лопатой)
Идёт и под землёю. (приседание на корточках)
Богатство есть у нас в стране (разведение руками)
Невидимые взору. (прикрывание глаз руками)
Внизу в подземной глубине (приседание)
Работают шахтёры. (имитация работы шахтёров).
Ведущий:
Всем спасибо за внимание.
За задор и звонкий смех
За азарт соревнований, обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой речь жюри
Подведем итог соревнований
Кто не вышел впереди?