Карпова Елена
Викторина «По следам сказок А. С. Пушкина» с использованием ИКТ в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Составил (а) воспитатель Карпова Е. В.
КОНСТРУКТОР непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие».
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательная, продуктивная.
Возрастная группа : подготовительная.
Тема: Викторина «По следам сказок А. С. Пушкина» (итоговое занятие по ознакомлению с художественной литературой) с использованием ИКТ.
Публикация «Викторина „По следам сказок А, С, Пушкина“ с использованием ИКТ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Литературные викторины и конкурсы
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Викторины, интеллектуальные игры
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Форма НОД: Игра-путешествие
Задачи приоритетной области
Развития: Обучения: Воспитания:
- развивать монологическую и диалогическую речь детей;
- развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ;
- развивать интерес к изобразительной деятельности.
- закрепить знания детей об А. С. Пушкине, произведениях А. С. Пушкина;
- продолжать учить выразительно рассказывать отрывки из сказок; - формировать связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме; - вызывать желание детей слушать произведение.
- воспитывать познавательный интерес, чувство уважения к великим людям России, чувства гордости за свою страну;
- воспитывать доброжелательное отношение и интерес детей к творчеству русского поэта А. С. Пушкина;
- воспитывать чувство уважения друг к другу.
Словарная работа: расширение и активизация словаря, объяснение непонятных детям старинных слов: очи – глаза; перст – палец; сенная девушка – служанка; черница – монахиня; рать – войско; стан – лагерь; яства – еда, пища; витязь - богатырь, храбрый воин; бояре – богатые и знатные люди, приближенные царя; палата – большой зал во дворце; светлица – светлая и чистая комната; обогащение речи в подборе рифм к словам: поп, царица, белка, петушок, чертёнок.
Интеграция задач образовательных областей
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Развивать любознательность, обогащать свои познания в области авторских сказок.
Обогащать словарный запас, разучивание стихотворений, отрывков из сказок А. С. Пушкина. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Развитие физических качеств и двигательных умений, способствовать развитию эстетического выполнения движений.
Ожидаемые результаты
иметь представление знать уметь
- сформировались навыки диалогической речи; - возникло желание познакомиться с другими произведениями А. С. Пушкина; - закреплены знания об А. С. Пушкине и его сказках.
- обогатился словарный запас и расширился кругозор детей;
Методы и приемы: наглядные (просмотр презентации, словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение, практические (сотворчество, самостоятельный выбор).
Предварительная работа с детьми: Беседы о жизни А. С. Пушкина, о разных видах сказок; чтение сказок А. С. Пушкина; заучивание отрывков из сказок А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина; слушание фрагментов из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Оборудование, наглядный и раздаточный материал, атрибуты, инвентарь
Для воспитателя: портрет А. С. Пушкина, выставка книг со сказками А. С. Пушкина; мультимедийное оборудование, презентация «По следам сказок А. С. Пушкина», 2 мольберта, аудиозаписи: звуков природы, музыка Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля»; блюдо с яблоком, волшебная книга с заданием, волшебное зеркальце, шкатулка с пазлами сказок, картинка петушка, сундучок с сюрпризом: медали для знатоков сказок Пушкина; костюм Кота Ученого из Лукоморья.
Для детей: иллюстрации и раскраски к сказкам : «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 2 картинки в виде пазлов, заготовки рисунков «Золотая рыбка», акварельные краски, салфетки, губки для рисования; фишки: «золотые рыбки» и «золотые петушки» для команд.
Подготовка воспитателя : оформление презентации к НОД; оформление книжной выставки по сказкам А. С. Пушкина;
- выставка рисунков детей по сказкам А. С. Пушкина
- проведение бесед, образовательной деятельности с детьми по сказкам А. С. Пушкина.
Ход НОД
1. Организационный момент. Дети проходят в музыкальный зал.
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Улыбнемся, подарим хорошее настроение нашим гостям и друг другу.
- Сегодня волшебство случится – К нам в гости сказка постучится.
Дети разгадки найдут –
Любимые герои в гости придут.
Ребенок (Тимур С.) читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый….»
У Лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том, И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом.
(появляется Кот Ученый с портретом в руках)
Кот Ученый (Ярослав П.) :Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Дети:Здравствуйте!
Кот: Я Кот Ученый из Лукоморья, и я вам что- то принес (показывает портрет А. С. Пушкина)
Кот:Ребята, чей это портрет?
Дети:Это портрет Александра Сергеевича Пушкина.
Кот: А кто такой Александр Сергеевич Пушкин?
Дети:А. С. Пушкин- это русский поэт. Слайд 1.
Кот:Правильно, А. С. Пушкин — русский поэт, и это он меня придумал и страну мою Лукоморье. Слайд 2.
Дети садятся на свои места.
Основная часть.
Беседа. Воспитатель: Ребята, а вы знаете какое любимое время года у А. С. Пушкина?
Дети: Любимое время года А. С. Пушкина – осень. Слайд 3.
Воспитатель: Правильно, назовите стихотворения об осени, которые написал А. С. Пушкин.
Дети: «Унылая пора! Очей очарование…», «Уж небо осенью дышало…»
Воспитатель:Правильно. А кто воспитывал маленького Сашу?
Дети:Няня Арина Родионовна. Слайд 4.
Воспитатель:Верно, няня А. С. Пушкина была прекрасной сказочницей и рассказчицей. - Как маленький Саша ласково называл свою няню? (Мамушкой)- Правильно, маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки так он не шелохнется, боится слово пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые все мы знаем и любим.
- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие по сказкам Пушкина (ответы детей).Во время путешествия на нашем пути будет встречаться много испытаний, и нам нужно будет с ними справиться.
У нас сегодня участвуют 2 команды: команда «Золотой петушок» и команда «Золотая рыбка».Условия нашей викторины такие : я задаю вопросы по очереди каждой команде. Отвечает на него та команда, которую я спрошу. За каждый правильный ответ команды получают фишки:«золотую рыбку» или «золотого петушка».
В конце викторины мы посчитаем полученные фишки и определим победителей:у кого больше золотых рыбок или петушков – та команда лучше знает сказки Пушкина. Слайд 5.
- А поможет вам вот это наливное яблочко.
(Дети подходят к блюду с яблоком, рядом лежат волшебная книга с заданием, шкатулка с пазлами, волшебный мешочек, картинка петушка,сундучок с медалями и раскрасками)
Воспитатель: Вы узнали предметы?
Дети: Да, эти предметы встречались в сказках.
Воспитатель: Как наливное яблочко нам поможет путешествовать по сказкам? (Ответы детей).
(воспитатель с ученым котом по очереди с катят яблоко по блюду и оно останавливается около волшебной книги с заданием.)
Воспитатель: А вот и первое испытание.
1 конкурс. «Из какой сказки отрывок?»
Воспитатель. Капитаны выучили небольшие отрывки из разных сказок А. С. Пушкина. Команда «Золотой петушок» послушайте капитана команды «Золотая рыбка» и отгадайте, что же это за сказка А. С. Пушкина : Капитан команды «Золотая рыбка» (Ульяна О.). Будьте внимательны.
Жил старик со своею старухой, У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу…
Воспитатель. Что это за сказка?
Дети: Это «Сказка о рыбаке и рыбке» (показ картинки). Слайд 6.
Воспитатель:Сколько раз старик закидывал невод в море?
Дети:Три.
Воспитатель. Молодцы.
Капитан: Раз он в море закинул он невод,-
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,-
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод.
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим…
Воспитатель:С чем осталась старуха в конце сказки?
Дети: Старуха осталась с разбитым корытом. Слайд 7.
Обсуждение: Воспитатель:Назовите героев этой сказки. А как вы думаете, какие из них положительные? ( старик: добрый, мягкий, трудолюбивый; рыбка: волшебная, добрая, терпеливая, исполняла все желания старухи). Отрицательные герои? ( старуха: злая, жадная, ленивая). Почему вы так считаете? (ответы детей).
Воспитатель: Капитан команды «Золотой петушок» - команде «Золотая рыбка» : расскажет отрывок из сказки, который изображен на картине. Слайд 8.
Капитан команды «Золотой петушок» (Артем Н.) :
"Ветер, ветер!
Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Воспитатель: Ребята, а из какой сказки А. С. Пушкина этот отрывок?
Дети: Из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Слайд 9.
- Кто спрашивал у ветра как ему найти царевну? (Королевич Елисей)
- С помощью чего мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. (С помощью яблока)
Обсуждение:- А сейчас назовите героев этой сказки. (Царь, который женился на мачехе -колдунье. Мачеха: злая, она завидовала молодой красавице - царевне. Королевич Елисей – храбрый, смелый, искал невесту по всему миру. Богатыри: сильные, смелые, храбрые. Царевна: добрая, красивая, трудолюбивая: убирала в доме богатырей).
- Молодцы, ребята! Подведение итогов конкурса. Награждение команд фишками. - А вот куда уплыла рыбка в конце сказки мы сейчас с вами узнаем. Помогут нам с вами восковые мелки и акварель. Вы нарисовали восковыми мелками золотую рыбку на альбомном листе, а теперь я предлагаю вам нанести кистью на рисунок акварель синего цвета. Наносим краску мы на весь листочек. Посмотрите, закрасилась наша рыбка? Так куда же уплыла наша рыбка?
Дети: Рыбка уплыла в море.
Воспитатель:Первое испытание преодолели! Что же ждет нас дальше?
(воспитатель катит яблоко по блюду и оно останавливается около волшебного мешочка.)
Воспитатель:Это второе испытание 2 конкурс, называется «Чудесный мешочек».
У меня в руках «чудесный мешочек». Вам предстоит достать из мешочка (с закрытыми глазами) предмет, и назвать из какой он сказки. (Дети из разных команд по одному подходят и достают из мешочка предмет и отгадывают сказку. Предметы: яблоко, зеркало, орех, белка, рыбка, петушок и др.)
Воспитатель:Второе испытание преодолели! Отправимся дальше? На пути нам встретилось море. С этим препятствием мы быстро справимся.
Физкультминутка.
- Ветер по морю гуляет (дети показывают волны правой рукой,
И кораблик подгоняет (дети показывают волны левой рукой).
Он бежит себе в волнах (вытянув руки вперед, дети соединяют ладони,
На раздутых парусах (дети соединяют руки над головой)
Мимо острова крутого, (дети расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (дети встают).Пушки с пристани палят - (дети хлопают,
Кораблю пристать велят (дети топают)
Воспитатель:Ребята, а из какой сказки А. С. Пушкина этот отрывок? Отвечает команда «Золотой петушок»
Дети:Из «Сказки о царе Салтане» (показ картинки). Слайд 10.
Воспитатель: 3 конкурс: Послушайте и скажите: кто в «Сказке о царе Салтане» поет эту песенку? Отвечает команда «Золотая рыбка». (звучит аудиозапись «Во саду ли, в огороде»). Дети: Белочка.
Воспитатель: Отвечает команда «Золотой петушок» : В кого превращался князь Гвидон в сказке?Слайд 11.
Дети: Князь Гвидон превращался в муху, комара, шмеля.
Воспитатель: Послушайте: Николай Андреевич Римский - Корсаков «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля»( звучит аудиозапись: Римский - Корсаков «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля). Воспитатель:Правильно, молодцы. Ну, что ж отправляемся дальше.
Кот:Нам поможет наливное яблочко.
Воспитатель: Что же ждет нас дальше? (Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около картинки – петушка.
А вот и четвертое испытание для команды «Золотой петушок» : Как звали эту героиню? (Царевна – лебедь, молодая царица или шамаханская царица). Слайд 12.
Воспитатель: Вопрос для команды «Золотая рыбка» : из какой она сказки? Дети: «Сказка о Золотом петушке». Обсуждение: Воспитатель: Вопрос: назовите главного героя сказки. А как вы думаете, он положительный или отрицательный? (отрицательный, так как добивался своих целей любыми путями, не задумываясь о последствиях). Это царь Дадон (не честный, обманул Звездочёта, Шамаханская царица (отрицательный герой. Она была красивой, но из-за неё погибли сыновья царя). Золотой петушок (положительный, так как оповещал о набегах врагов на царство Дадона).
И четвертое испытание преодолели! Подведение итогов конкурса. (воспитательс ученым котом по очереди катят яблоко по блюду и оно останавливается около волшебной шкатулки с пазлами.)
Воспитатель:Это пятое испытание.
Кот: Ребята, пока я с вами путешествовал, мыши погрызли все мои картины. Что же мне теперь делать? Может вы мне поможете? (ответы детей)
5. Собери сюжет из сказок : «Сказка о рыбаке и рыбке и «Сказка о царе Салтане». (Дети собирают картинки)
Воспитатель: Ребята, какая сказка Александра Сергеевича Пушкина изображена на картинках? Команда «Золотой петушок».
Дети:«Сказка о рыбаке и рыбке».
Воспитатель: Команда «Золотая рыбка».
Дети. «Сказка о царе Салтане».
Воспитатель. И последнее, шестое испытание 6 конкурс: «Найди ошибку»
Воспитатель: Я буду каждой команде зачитывать отрывок из сказки, но с ошибкой. Вы должны найти ошибку, исправить ее. И назвать из какой сказки этот отрывок.
Отвечает команда «Золотой петушок» :
1. Три соседки под окном, Пряли поздно вечерком. (Сказка о царе Салтане).
Отвечает команда «Золотая рыбка» :
2. Свет мой, зеркальце, скажи, Да меня не обмани
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее. (О мертвой царевне)
Отвечает команда «Золотой петушок» :
3. Жил старик со своею женою, У самого синего моря.
Отвечает команда «Золотая рыбка» :
4. Ветер весело шумит,
Судно весело бежит,
Мимо острова буяна, В царство славного Ивана.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень хорошо знаете сказки Пушкина, сказочных героев. Вы очень хорошо отвечали на вопросы и каждая команда заработала много очков – фишек. Давайте их посчитаем.
(Дети считают фишки, воспитатель подводит итог. Воспитатель достает волшебный сундучок)
- Ребята, посмотрите, наш сундучок открылся. Это значит, что мы с вами преодолели все препятствия и наше путешествие заканчивается. Давайте с вами заглянем в наш волшебный сундучок.
Воспитатель. Победителям вручаются медали с изображением А. С. Пушкина «Знатоку сказок Пушкина».
- Ребята, мой вам подарок: раскраски из сказок Пушкина, давайте мы с вами назовем из каких они сказок.
- Можете эти раскраски раскрасить в группе или дома.
Кот:Мне с вами было очень приятно путешествовать, потому что вы показали себя настоящими любителями сказок Александра Сергеевича Пушкина.
Итог.
Беседа. Воспитатель. По страницам каких сказок Александра Сергеевича Пушкина вы сегодня путешествовали?
- Ребята, что объединяет все сказки А. С. Пушкина? ответы детей (волшебные превращения, чудеса, красивые царевны, добро побеждает зло.)
- Что вам понравилось больше всего?
- Какой герой из сказок А. С. Пушкина у вас самый любимый?
- Вы сегодня узнали что – то новое? Если да, то что?
- Что еще вы хотите узнать об Александре Сергеевиче Пушкине и сказках.
Дети: Научиться сочинять сказки.
Воспитатель: Каких сказочных героев вы бы еще хотели пригласить к себе в гости (ответы детей)
Кот: Хорошо, я обязательно позову их к вам в гости. До свидания!
Воспитатель. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах. Но добро, прославляемое А. С. Пушкиным в своих сказках, надеюсь, надолго останется в наших сердцах, а злу там никогда не найдется места.
Используемая литература :
1. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа», МОЗАИКА – СИНТЕЗ, М. -2015, стр. 25
2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2016, стр. 55
3. Журнал «Старший воспитатель ДОУ» № 6, 2014, стр. 54