Валентина Кожевникова
Виды нетрадиционных занятий, приемы привлечения и удержания внимания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы занятий.
Приемы удержания внимания детей.
Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Правы, наверное, и те и другие, и, может быть, именно оттого что есть такие разные подходы к жизни, к работе, образование постепенно, без рывков и скачков, идет вперед.
Публикация «Виды нетрадиционных занятий, приемы привлечения и удержания внимания детей» размещена в разделах
Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы. Следует понимать: новое и необычное само по себе не возникает, а является результатом изучения передового педагогического опыта поисков и экспериментов.
Педагоги дошкольного образования ищут пути создания условий, в которых будут новые возможности для раскрытия способностей ребенка, его полноценного развития, организуют образовательный процесс таким образом, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между семьей и педагогическим коллективом, в полной мере реализовывались права ребенка.
Каждый педагог избирает свои ориентиры и направления в работе.
Чтобы приобрести опыт и найти что-то новое, нужно работать, искать, не бояться ошибиться.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ
Известно, что педагогическая деятельность носит творческий характер. Педагог разбивает педагогическую проблему на задачи и принимает решение. На принятие его решения влияют:
- знания педагога о природе педагогической действительности;
- знания педагогических теорий и концепций, а также способов решения педагогических задач;
- знания психологии человека, его психических особенностей и путей их развития;
- педагогический опыт;
- установки и позиции педагога;
- педагогическая интуиция.
Существует взаимосвязь профессиональной компетентности и творчества в деятельности педагога. И чем выше компетентность, тем ярче проявление творчества.
Сегодня мало педагогов, создающих объективно новые технологии обучения и воспитания. Но уже любое занятие, удачно комбинирующее известные методы и методики, нестандартно и в определенной мере является результатом творчества.
Создание новой системы из известных элементов, например системы индивидуально-дифференцированной работы с детьми на занятии, уже проявление творчества.
Построение и проведение каждого занятия требует от воспитателя творческого подхода. Так, например, любое занятие включает в себя не только устоявшуюся, сложившуюся или новую структуру его проведения, но всегда разное социально-психологическое состояние группы.
Проявление индивидуальности каждого участника занятия -это не всегда спланированный ход взаимодействия педагога с детьми, что серьезно влияет на проведение занятия.
Именно поэтому выделяют два вида результатов педагогической деятельности:
1) то новое, что связано с организацией педагогического процесса, его внешней формой, технологией, методикой (в том числе нетрадиционные формы работы);
2) другой (очень значимый аспект) предполагает психологические продукты деятельности (психологические новообразования личности).
Если следовать точке зрения Э. Фромма о том, что «каждый человек неповторим и уникален», то с позиции психологического результата «педагогическая деятельность является непременно творческой» (А. А. Реан).
Виды педагогического творчества.
Комбинированное –создание нового с использование старого
Инновационное – внесение совершенно нового
Исследовательское – создание нового, качественно меняющего деятельность педагога.
Виды нетрадиционных занятий :
- занятия-соревнования;
- занятия-КВН;
- театрализованные занятия;
- занятия-сюжетно-ролевые игры;
- занятия-консультации;
- занятия-взаимообучения;
- занятия-аукционы;
- занятия-сомнения (поиска истины);
- занятия-формулы;
- занятия-путешествия;
- бинарные занятия (авт. Дж. Родари);
- занятия-фантазии;
- занятия-концерты;
- занятия-диалоги;
- занятия типа «Следствие ведут знатоки»;
- занятия типа «Поле чудес»;
- занятия типа «Интеллектуальное казино».
Нетрадиционные формы занятий сложно анализировать, но можно идти от дидактических принципов и требований к занятию.
Требования к занятию :
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий для развития познавательной деятельности (учет интересов, наклонностей и потребностей ребенка).
4. Установление интегративных связей (взаимосвязь видов деятельности).
5. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
6. Мотивация и активизация познавательной деятельности ребенка.
7. Логика построения занятия.
8. Эмоциональный компонент занятия.
9. Связь с жизнью и личным опытом ребенка.
10. Развитие умения самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.
Принципы, срабатывающие в нетрадиционных занятиях :
- постоянная обратная связь; диалогизация образовательного пространства;
- оптимизация развития (активная стимуляция развития); ~ эмоциональный подъем;
- добровольное участие (свобода выбора);
- погружение в проблему;
- свободное пространство;
- гармонизация развития.
Параметры оценки занятия :
1. Педагогическая ценность занятия (воспитательная, развивающая).
2. Структура занятия (зависит от индивидуального плана воспитателя).
3. Использование различных вариантов активизации деятельности ребенка (активное участие каждого ребенка; мотивационный и эмоциональный компоненты; развитие воображения, логики мышления и фантазии; успешность деятельности каждого ребенка).
4. Педагогическое мастерство воспитателя и культура преподнесения материала (спокойный и доброжелательный тон педагога; коммуникативная культура: умение выслушать, установить контакт, понять и ориентироваться в ситуации общения; умение видеть и понимать реакции детей - эмпатия; умение заинтересовать и увлечь; передавать свое душевное и эмоциональное состояние и заряжать им - харизматизм; свободное изложение материала занятия).
5. Художественное оформление и эстетика предметно-пространственной среды (костюмы, декорации, атрибуты, выставки, призы, особенности их использования на занятии).
Приемы привлечения и удержания внимания детей.
Название приема Описание приема
1 2
1. "Голосовая и эмоциональная модуляция" Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.
2. "Изменение темпа речи" Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.
3. "Прерывание речи, использование антиципации" (догадки) Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.
4. «Провалы памяти» «Забывание» достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить.
5. "Жестикуляция" Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.
6. "Риторические вопросы" Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.
7. "Контрольные вопросы" Задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа.
8. "Активное ассистирование" Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта.
9. "Экстрараздражители" Как бы случайно, но главное -внезапно, педагог роняет ручку, резко открывает (закрывает) окно (дверь, включает (выключает) музыку и т. п.
10. «Ошибка воспитателя» Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю?»