Ольга Викторовна Жукова
Виды гимнастик в ДОО и их значение для детей дошкольного возраста. Кинезиологическая гимнастика — нейробика
▼ Скачать + Заказать документы
Виды гимнастик в ДОО
Их значение для детей дошкольного возраста
Кинезиологическая гимнастика - Нейробика
1. Утренняя гимнастика.
Цель и задачи утренней гимнастики создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности.
Публикация «Виды гимнастик в ДОО и их значение для детей дошкольного возраста, Кинезиологическая гимнастика — нейробика» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
Закрепить двигательные навыки и умения. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Упражнения утренней гимнастики развивают мускулы, их силу, гибкость, подвижность суставов, улучшают работу координационных механизмов, влияя на воспитание правильной осанки, углубляют дыхание, усиливают кровообращение, содействуют обмену веществ. Бег, прыжки в заключение гимнастики тренируют сердце и легкие, приручая их к относительной выносливости.
Длительность проведения 5 – 10 минут.
2. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
3. Пальчиковая гимнастика. Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев. К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма.
4. Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий (прыжки, приседания, наклоны и др. движения). Движения должны быть простыми, доступными и интересными каждому ребенку. Эти несложные упражнения сопровождаются стихами и, по возможности, связаны с темой и содержанием деятельности.
Благодаря физкультминуткам у детей улучшается кровообращение, лучше работают легкие и сердце. Физкультминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют дыхательную систему. Физкультминутка – это весело, интересно и полезно!
5. Гимнастика для глаз.
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации,
более 90 % которой поступает через зрительный канал связи.
Детский организм находится в процессе роста. Орган зрения продолжает формироваться до 14 лет. Именно в этот период ребенок подвержен различным заболеваниям глаз. Сохранить зрение, научить дошкольника рационально им пользоваться – наш важнейшая задача.
Ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывание ребенка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку. Не приносит и пользы игры в сотовых телефонах и игровых приставках.
Выполняя с дошкольниками простые упражнения гимнастики для глаз в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.
Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы или по-простому - зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время зрительно-нагружающих занятий. Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, нам стоит напоминать о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома.
Главная задача зрительной гимнастики – это укрепление глазных мышц. Как и любые другие мышцы в нашем организме, они могут ослабеть, что скажется на качестве зрения. Поэтому комплекс несложных упражнений направлен на предотвращение снижения остроты зрения.
6. Кинезиологическая гимнастика – Нейробика – зарядка для мозга.
Головной мозг. Отделы головного мозга.
Всем известно, что мозг имеет два полушария.
Левое полушарие 7-9 лет - отвечает за восприятие информации через слух, постановку целей, построение алгоритмов решений. Это полушарие математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое.
Правое полушарие 1-6 - отвечает за координацию движений, осознание себя в пространстве, кинестетические (двигательные) ощущения. Это полушарие творчества, образного мышления, гуманитарных аспектов.
Мозолистое тело обеспечивает межполушарное взаимодействие.
Лоб – к 7 годам до 25 лет. Функции саморегуляции и контроля.
Недоразвитие функций головного мозга:
• создает неблагоприятную основу для развития мелкой моторики руки;
• затрудняет освоение письма;
• обеспечивает пропуски букв в устной и письменной речи;
• может спровоцировать нарушение в концентрации и переключении внимания;
• нарушение переключения в мыслительной деятельности, когда ребенок с трудом переключается с задания на задание;
• замедленность понимания задания с необходимостью неоднократного прочитывания условия задачи или многократных повторов инструкции.
1-6 лет
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
• синтез
• пространство
• целое,
• образ
• интуиция
• эмоции
• опыт
• чувство
• пассивность
• подсознание
• внутренняя речь
• шумы
• интонации
• творчество
• аналогии
Понимание смысла
7-9 лет
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
• анализ
• Время
• части, детали
• Интеллект
• Логика
• Аргумент
• Мышление
• Активность
• Сознание
• словарный запас
• речевой слух
• точные науки
• факты
• буквы и цифры
Поэтому так важно, чтобы сохранялось равновесие между функционированием обоих полушарий. Активизировать работу всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями как раз и помогают кинезиологические упражнения. Их комплексы по праву называют «умной гимнастикой» или гимнастикой мозга, нейробикой.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Нейробика – это комплекс простых упражнений, которые способствуют улучшению памяти, дают дополнительную энергию и повышают способность мозга к любой работе в любом возрасте, позволяют активизировать межполушарное воздействие.
Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.
Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Нейробика, или зарядка для мозга помогает «разбудить» заторможенные нервные клетки головного мозга, стимулирует память, прекрасно сказывается на умственной работе. Этот термин для умственной гимнастики был введен американскими специалистами Лоуренсом Катцем и Мэннингом Рубином.
Многие проблемы ребенка, возникновение которых приписывается социальным факторам (плохое настроение, повышенная тревожность, отклонения в поведении и т. п., могут быть следствием недостаточной работы мозга. Основная причина, которой низкий уровень нейродинамики (низкий тонус мозга).
Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья одной из форм работы могут стать кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения позволяют улучшить у ребенка речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость, гармонизирует баланс жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом, повышает способность к произвольному контролю, улучшает мыслительную деятельность, память и внимание.
Упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.
Для постепенного усложнения упражнений, можно использовать:
- ускорение темпа выполнения;
- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
- подключение движений глаз и языка к движениям рук;
- подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
Признаки, по которым видны достижения детей таковы :
1. У ребёнка пропадёт страх отвечать перед группой детей, он станет спокойнее, увереннее в себе.
2. У ребёнка появится готовность и желание выполнять дополнительные задания.
3. Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.
4. Ребёнку станет по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
5. Ребёнок примет правила сотрудничества и взаимопомощи.
Практическая часть.
• Колечко – поцелуйчик
• Кулак-ладонь
• Браво капитан
• Ухо-нос
• Нарисовать дерево правой и левой рукой одновременно