Людмила Балаценко
Виды детской деятельности при ознакомлении с трудом взрослых в системе комплексно — тематического планирования
Одной из задач образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» является трудовое воспитание дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит перед нами следующие задачи.
• Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
• Воспитание ценностного отношения к труду людей и их результатам.
Для реализации этих задач мы выделили такие компоненты
познавательный - знания о профессиях, о труде взрослых;
Публикация «Виды детской деятельности при ознакомлении с трудом взрослых в системе комплексно — тематического планирования» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
мотивационный - интерес к труду;
поведенческий - осознания важности трудовой деятельности для человека, общества;
личностный - формирование качеств необходимых для успешного выполнения трудовых действий (ответственность, самостоятельность, способность к преодолению трудностей и т. д.)
Мы познакомим вас с организацией разных видов деятельности на примере профессии пожарный. Перед нами стояла цель: Сформировать у детей представление о значимости профессии пожарный.
Наметили задачи:
- Расширить представление детей о профессии пожарный.
- Обеспечить освоение детьми представлений профессии «пожарный»; то - есть попробовать себя в роли взрослого «пожарный».
-Расширить словарный запас детей, активизировать речевую деятельность.
Знакомя детей с нужной и интересной профессией пожарного, мы использовали разные виды детской деятельности : познавательно - исследовательскую, коммуникативную, художественную, игровую, изобразительную, музыкальную.
Залогом успешной организации в познавательно - исследовательской деятельности - основными методами знакомство с профессией «пожарный» являются экскурсии, наблюдения. Как интересно увидеть пожарные машины, настоящих пожарных и потрогать своими руками огнетушитель, каску, длинные шланги - рукава. Исследовать дыхательный аппарат, насос, специальную пену для тушения пожара содержащейся в огнетушителях.
Наблюдая, дети получали знания и расширяли свой кругозор. В учебном классе дети встречались с пожарными, в ходе беседы отвечали на вопросы:
- Для чего нужны пожарные?
-Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?
- Почему работу пожарного называют опасной?
- Как надо поступить в случае возникновения пожара?
Организуя экскурсии, мы обращаем внимание детей на особенности профессии, обогащая тем самым социальный опыт детей. У многих мальчиков появилось желание стать пожарным, они учили правила пожарной безопасности, рассказывали родителям и друг другу о способах тушения пожара, занялись коллекционированием моделей пожарных машин.
В коммуникативной детской деятельности мы часто использовали такой прием как беседы на темы:
«Огнеопасные предметы»
«Один дома»
«Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой»,
«Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём».
«Твоя безопасность»
«Правила при пожаре»
«Спичка - невеличка»
«Профессия – пожарный»,
«Человеку друг огонь, только ты его не тронь» и др.
Мы старались донести до детей, что надо быть внимательными, ответственными, дисциплинированными, знать правила пожарной безопасности и в нужный момент быстро принимать правильное решение.
А в центральной библиотеке дети участвовали в развлечениях:
«Путешествие спички», «Встречи с загадками», где дети через речевые ситуации, коммуникативные игры, отгадывание загадок не только знакомились с профессией пожарный, но учились высказывать свое мнение, объясняли свой выбор, закрепляли правила пожарной безопасности.
Для составления рассказов о профессии, в качестве наглядной помощи используем алгоритмы, схемы, таблицы.
При организации деятельности в образовательной области художественно - эстетическое развитие, мы включили произведения различных авторов Маршак С. «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Чуковский К. «Путаница»; Михалков С. «Дядя Степа»;
Житков Б. «Дым», «Пожар в море»; ФетисоваТ. «Куда спешат красные машины» и др., которые закрепляли и расширяли знания о труде пожарных раньше и сейчас. Через чтение, обсуждение, разучивание стихов пополняли запас сведений о роли человека в обществе, дети учились слушать и делать логические выводы, увеличился словарный запас, позволяющий выразить мысль, задать вопрос и ответить на него. Дети самоутверждались (Я уже знаю, умею).
В музыкальную деятельность включали такие виды :
игра на музыкальных и шумовых инструментах
слушание «Гимн пожарных»
слушание песен «Пожарным России» сл. С. Кадашниковой; Г. Гладков «Песня пожарных»(из м/ф «Про Веру и Анфису»)
музыкально - ритмические игры
Чтобы заинтересовать детей продуктивной деятельностью, мы использовали мотивационный прием:
письмо от пожарных
подарок от детей (коллективная аппликация)
самому аккуратному и внимательному (медаль, значок)
посылка для ловких и внимательных
У детей появилось стремление выполнять свою работу качественно. В течение месяца дети создавали выставки своих работ. Они подошли к своим работам ответственно и очень старательно рисовали, лепили, наклеивали.
В игровой деятельности - это дидактические игры: «Найди отгадку», «Школа пожарных», «Можно – нельзя», «Что нужно пожарному», «Раньше и теперь», «Слушай внимательно»; словесные игры «Горит – не горит», «Плохо – хорошо», «Кто, что делает?»; настольно - печатные игры «Четвёртый лишний», «Лото», «Домино»; игры с правилам «Назови правильно», «Разложи по порядку», «Найди ответ», - учили детей объяснять свой выбор, развивали логическое мышление.
Создав необходимые условия для сюжетно - ролевой игры «Пожарные»,
«Пожарная часть», мы увидели как, играя, дети отразили собственный опыт через ролевые действия. В помощь детям была предложена схема, по которой можно было выбрать сюжет, просмотреть четкую сюжетную линию.
Задавая вопрос - Как ты думаешь, какими качествами должен обладать пожарный? Дети отвечали: храбрым, выносливым, сильным, помогать своим товарищам. Для того чтобы пожарный был таким, ему нужно постоянно тренироваться, заниматься спортом, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.
Поэтому в двигательной деятельности детей, мы использовали подвижные игры: «Быстрые и ловкие», Найди предмет»,
«Пожарные на учении»; игры с элементами соревнования «Кто дальше», «Кто быстрее»; игровые упражнения, тренировки. Так как в группе у нас в основном мальчики, мы заметили, что им такая деятельность по душе. Они стали более дисциплинированными, ловкими, способны найти способы к преодолению трудностей в проблемных ситуациях.
Выполняя трудовые поручения, дети стремились оказывать взаимную помощь окружающим и придерживались этим качествам во время труда, учились договариваться друг с другом. Все дети усвоили, что только вместе выполняя ту или иную работу будет результат, и какая же от нее польза людям.
Ознакомив родителей с нашей годовой задачей, мы увидели их заинтересованность. Совместно с родителями мы составили план мероприятий по ознакомлению детей с профессией «пожарный», оформили стенд: «Правила пожарной безопасности»; подготовили памятки: «Что делать, во время пожара», буклет; провели круглый стол на тему: «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»; изготовили и приобрели аттрибуты к ролевой и театрализованной играм; книжки; плакаты: «Правила пожарной безопасности», «Эти предметы опасны».
В результате нашей совместной работы, хочется отметить:
• У детей сформировалось реалистическое представление о труде людей
• Дети познакомились с особенными чертами профессии пожарный
• Появился интерес и уважение к труду людей и их результатам.
Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы в разных видах деятельности происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.