Олеся Гришанова
Весенние наблюдения за приподой в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение № 14.
Прогулка 3
Наблюдение за перелетными птицами
Цель: закреплять знания о трясогузке.
Ход наблюдения
• Синичка-сестричка,
• Тетки-чечетки,
• Краснозобные снегирюшки,
• Щеглята молодцы,
• Воры-воробьи,
• Вы по воле полетайте,
• Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите.
• В народе трясогузку зовут «ледоломкой» — срок ее приле-та совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом д6д разбивает».
Темочки:
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• Птица маленькая, серая, с черным «галстуком»; ножки высокие, тоненькие; хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом; отсюда и название. Голос подает и в полете, и на земле. Кормится, собирая на «сугревах» мелких насекомых. Свои гнезда трясогузка устраивает вблизи водоемов.
• Трясогузка, трясогузка —
• Полосатенькая блузка!
• Я тебя всю зиму жду,
• Поселись в моем саду.
• И за ставенкой резной
• Свей гнездо свое весной.
• Исследовательская деятельность: Сравнить трясогузку с воробьем.
• Трудовая деятельность: Обрезка кустарников, вынос веток в компостную яму. Цель: формировать желание трудиться сообща.
• Подвижная игра
• Экологическая игра с мячом «Я знаю».
• Цель: закреплять названия объектов природы (звери, птицы, рыбы, деревья, цветы).
• Индивидуальная работа
• Разучивание скороговорок.
• Цели: формировать словарный запас;
• тренировать память, дикцию, интонацию.
Наблюдение № 15
Наблюдение за рябиной
Цели:
• закреплять знания о рябине;
• развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
• Когда зацветает рябина? (В мае.)
• Как выглядят ее соцветия? (Кремово-белые соцветия.)
• Кто переносит пыльцу рябины? (Пчелы.)
• Почему рябину называют неприхотливым деревом? (Хорошо себя чувствует в тени и на открытых местах, привычна к морозным зимам.)
• Какие звери любят ягоды рябины? (Лоси, ежи, белки, бурундуки, снегири, свиристели.)
• Почему птицы сбрасывают ягоды рябины на землю? (Они под снегом лежат как консервированные, а весной находят сброшенные ягоды, и готово угощение.)
• Что дает рябина людям? (Из ягод варят варенье, джем, мед, из древесины делают посуду, из веток плетут красивые корзины.)
Трудовая деятельность Посадка деревьев.
Цель: вызвать желание сажать и растить деревья.
Подвижная игра
«Что растет в родном краю?».
Цель: закреплять названия деревьев.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в метании мяча.
Наблюдение № 16
Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.
Загадка: Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
Упражнение на составление и распространение предложения.
• На опушке выросла (какая) … сосна.
(Какая? высокая, стройная, красивая).
• У неё (какой) … ствол.
(какой? длинный, прямой, голый).
• Только вверх растут (какие… ветки
(какие? Густые, пушистые, иглистые).
Трудовая деятельность
Сбор поломанных веток на участке, подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.
Подвижные игры «Мое любимое дерево».
Цель: развивать память, запоминая характерные детали любимого дерева, чтобы его нарисовать и рассказать о нем. «Извилистая тропинка».
Цель: учить двигаться в колонне за ведущим, повторяя его движения.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: отрабатывать ходьбу приставным шагом и бег с захлестом.
Наблюдение № 17
Наблюдение за водоемом
Цель: закреплять знания о свойствах льда.
Ход наблюдения
Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны — полевая. Появляются проталины, цветы мать-и-мачеха, темный снег. Вторая победа весны - речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в реках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга. Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах лед держится дольше, так как вода не течет, не передвигается. Только постепенно бежит под лед и заливает его сверху. Лед не ломается, а постепенно тает.
Исследовательская деятельность
Измерить толщину льда с помощью ледомера (продолжить наблюдение за таянием льда в водоеме на последующих прогулках).
Трудовая деятельность
Очистка участка от мусора и снега.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры
«Волк во рву», «С кочки на кочку».
Цели:
—- учить действовать по сигналу воспитателя;
• воспитывать волевое усилие и выдержку;
• закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа
Прыжки в длину.
Цель: учить прыжкам в длину.
Наблюдение № 18
Наблюдение за почвой. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.
Исследовательская деятельность
Сравнить сухие и влажные комочки торфа.
Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).
Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?
Трудовая деятельность
Переноска торфа на грядки и под деревья.
Цель: закрепить знания о полезном свойстве торфа.
Подвижные игры
«Черное и белое».
Цель: закреплять умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве.
«Зайцы и собаки».
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.
Индивидуальная работа
Игровые упражнения со скакалкой.
Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
Наблюдение № 19
Наблюдение за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе (у нас в мае).
Стихотворение «Ты сачком их не лови!» :
Насекомые хлопочут,
Наполняя жизнью сад:
Там кузнечики стрекочут,
Тут комарики звенят.
Каждый занят важным делом:
Золотистая пчела
На цветок душистый села,
Сок медовый собрала.
Вот в кустах возле тропинки
Деловитый муравей,
Уцепившись за травинку,
Доит усиками тлей.
Ты не трогай их, не надо,
Ты сачком их не лови!
Пусть живут с тобою рядом
Мотыльки и муравьи.
Наблюдение за насекомыми
Цели:
— продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;
— формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.
С хоботом, а не слон.
Не птица, а летает.
Никто не приучает,
А на нос садится. (Муха.)
• Как выглядит муха?
• Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, муха в состоянии удержаться практически везде.)
Муха над нами
Вверх ногами.
Ходит — не страшится,
Упасть не боится.
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
• Почему мух называют вредными насекомыми?
• Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
• Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)
• Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)
• Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)
Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)
Чем кушают мухи? (Хоботком.)
Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)
Где и как муха проводит зиму?
Исследовательская деятельность
Наблюдать за полетом мух (длина перелета).
Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).
Трудовая деятельность
Посадка семян гороха. Цели:
• формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);
• воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.
Подвижная игра
«Кати в цель», «Догони мяч».
Цель: развивать глазомер и точность.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.
Наблюдение № 20
Наблюдение за камнями
Цель: знакомить с разнообразием камней и их свойствами.
Ход наблюдения
На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.
Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».
Намокли брюки и носки,
Заела мошкара.
Но не уйду я от реки,
Наверно, до утра.
Я просто так сюда пришел,
Как прихожу семь лет.
И вдруг я камешки нашел,
Что излучают свет!
Один — как мамины глаза —
Прозрачно-голубой;
Как виноградная лоза
Зелененький — другой.
А третий — солнышка светлей,
А вдруг это алмаз!
Я отнесу его в музей,
Учительнице в класс. В. Кудрявцева
Воспитатель беседует с детьми о камнях из шкатулки, предлагает ответить на вопросы.
• Кто из вас находил камни?
• Где это происходило?
Какие они были?
Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?
Исследовательская деятельность
Найти камни на участке детского сада: серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.
Трудовая деятельность
Коллективный труд по уборке территории.
Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.
Подвижные игры
«Кто быстрее?».
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу на носках, с высоким подниманием колен, галопом.
«Ручеек».
Цель: закреплять умение двигаться парами.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
Наблюдение № 21
Наблюдение за почками тополя. Обратить внимание на то, что они крупнее по сравнению с березой.
Стихотворение В. Товаркова «Первые листья» :
На могучем тополе
Дружно почки лопнули.
А из каждой почки
Вылезли листочки –
Развернули трубочки,
Распушили юбочки,
Оглянулись, улыбнулись
И сказали: «Мы проснулись!»
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.
- Что делают почки весной? (наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки – нежные, зеленые, душистые, пахучие)
Трудовая деятельность Посадка деревьев.
Цель: вызвать желание сажать и растить деревья.
Подвижная игра
«Что растет в родном краю?».
Цель: закреплять названия деревьев.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в метании мяча.