Галина Улыбина
Вечер-конкурс «Отец, мать, я — казачья семья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад первой категории №7 «Белочка»
Вечер – конкурс «Отец, мать и я – казачья семья»
Воспитатель высшей категории Антонова Галина Алексеевна, г. Зверево Ростовской области, 2012год
Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества в значимое время для Ростовской области-75-ти летний юбилей.
Публикация «Вечер-конкурс „Отец, мать, я — казачья семья!“» размещена в разделах
Задачи: Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре путем обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.
Введение ребенка в мир национальной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностей на примере семейных взаимоотношений.
Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром средствами донского фольклора.
Ход конкурса:
Звучит музыка (народная песня «Ах, какие казаки!». В зал входят ведущие – казак и казачка.
Казак : Казачья нелегкая доля,
Казак только богу подсуден.
Сквозь годы проносится полем:
«Мы были, мы есть и мы будем!»
Казачка : Мы – предков загубленных души,
Ничто этих душ не остудит!
И режет врагам нашим уши:
«Мы были, мы есть и мы будем!»
Вместе: Не выжечь наш дух, наши корни.
Пусть к воле казачьей путь труден,
Но всюду, где сердцу просторно,
Мы были, мы есть и мы будем!
Казак : Добрый день, дорогие гости и братья, казаки и казачки! Сегодня мы с вами собрались, чтобы рассказать про одну станицу – Мелеховскую. П о историческим данным казаки являются потомками скифов. Согласно археологическим раскопкам казачьи поселения на Дону, в том числе и станица Мелеховская, датируются 9-10 веком. (Открывается занавес, перед гостями панорама казачьей станицы). Здесь живут очень дружные казачьи семьи. Сила, ловкость, смелость, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к Родине – на протяжении многих веков эти качества были присущи казачеству, и сегодня наша цель – возродить этот дух, которым по праву гордились сыны Дона, Кубани, Терека.
Казачка : Мы хотим вас познакомить с казачьими семьями этой станицы. (Представляет семьи-участницы. На столах – таблички с указанием фамилий династий.) Мы с вами собрались, чтобы провести конкурс на лучшую казачью семью. Наш конкурс будут судить казаки общественной организации "Зверевский казачий круг" во главе с атаманом Семенчук С. К. [
Казак (обращаясь к жюри) : Господа старики, разрешите начать? Но прежде позвольте мне пригласить сюда самых юных участников встречи – казачат.
Казачата исполняют народную песню «Конь – верный друг казака»
Казачка : Еще в далекой древности мыслители открыли неопровержимую истину: кто забывает о прошлом, не имеет будущего. У российского казачества богатая, интересная и во многом трагическая история. Именно истории посвящен наш первый конкурс.
1. конкурс «Домашнее задание» (семьи готовили ответы на вопросы из истории о донском казачестве).
1. Кто является инициатором возведения Азово-Моздокской укрепленной линии? Когда было принято решение о строительстве этой линии?
Автором идеи был генерал-адъютант Григорий Александрович Потемкин, являющийся с ноября 1775 года наместником и генерал-губернатором Новороссийским, Азовским. Э та линия предназначалась для охраны южных рубежей Российской Империи от нападения горских племен. Указ о строительстве линии был принят императрицей Екатериной ІІ 24 апреля 1777 г. Строил линию генерал Якоби,инспектировал строительство линии генерал-аншеф А. В. Суворов.
2. Назовите крепости Азово-Моздокской оборонительной линии. Сколько их было?
Линия состояла из 10 крепостей: Екатерининской, Павловской, Марьинской, Георгиевской, Андреевской, Александровской, Московской, Донской, Ставропольской, Северной (Источник В. А. Потто. Два века Терского казачества. С. 279-282)
3. Что вы знаете об обороне крепости Марьинской в 1779 г. ?
Кабардинские племена, недовольные продвижением русских вглубь Северного Кавказа, совершили ряд нападений на укрепленные пункты Азово-Моздокской оборонительной линии, в том числе на крепость Андреевскую и Ставрополь, отбитые на этих пунктах с большим уроном, они соединились вновь и напали на Марьинкую крепость, в которой в то время находилось 200 волжских казаков, командовал обороной станицы капитан Бас. Оборона длилась 6 дней, пока на помощь осажденным не подоспели войска под командованием генерала Якоби (Источник В. А. Потто. Два века Терского казачества. С. 271-277
Казак : Друзья, ни для кого не секрет, что самый популярный герой русских былин Илья Муромец, был самым настоящим казаком. А поскольку наш конкурс – казачий, то как обойтись без показа казачьей силушки богатырской, удали молодецкой!
2. конкурс «Кто больше раз поднимет гирю».
(Участвуют папы и сыновья команд. Выносится гиря. За каждую попытку – один балл, мальчикам – три балла.)
Казачка : Да, в разных ситуациях приходилось бывать казакам. В каких только реках не поили они своих коней, какие только опасности не грозили сынам русской вольницы, но
Зоркий глаз и твердая рука
Повсюду выручали казака!
Казак с детства учился владеть оружием и эту науку необходимо было помнить всю жизнь.
3. Конкурс «Казачьи снайперы». На каждого участника – мишень и дротики. (Оценивается количество попаданий. Сначала участвуют папы, затем дети).
Жюри объявляет результаты.
Казак : Нелегко приходилось казаку в трудную минуту. Казаки выходили на защиту своей родной Земли-матушки и провожала их вся семья.
4. Конкурс «Кто быстрее соберется в поход» (По команде семьи надевают казачье обмундирование : сапоги, портупеи и т. п., собирают котомку).
Казачка : С детства дед или отец казаки учили своих сыновей боевому искусству. Казак мог врага победить, на бегу коня остановить, мастерски владел и саблей, и кнутом.
5. Конкурс «Сбей кеглю кнутом» (Кто из детей собьет больше кеглей).
Жюри объявляет результаты.
Испокон веков все домашнее хозяйство лежало на плечах казачек. И кухня, и стирка, и работа в поле, и воспитание детей. Но случалось так, что по какой-то причине казачка отлучалась от дома, и все эти заботы ложились на «хрупкие» плечи казака. Вот сейчас мы это и увидим!
(Выносят кукол, распашонки, пеленки и т. д.)
6. Конкурс «Когда казаки плачут»
По команде казак должен запеленать ребенка (куклу) и передать ее казачке.
Почистить лук. Кто быстрее выполнит задание.
7. Конкурс для казачек «Спеть колыбельную малышу»
Каждая казачка должна спеть колыбельную песню младенцу.
Казак (глянув на часы) : Да, время мчится, как горячий скакун! Вот и мы не заметили, как прошла половина соревнований. Сил потрачено немало и, мне кажется, пришла пора подкрепиться. Скоро зима. А в страдное время, мы знаем, казак не отрывался от плуга. И вот, когда солнце переваливало за точку зенита, спешили в поле казачки кормить своих мужей, отцов, сыновей, братьев. И сегодня этой традиции не утратили станичные красавицы. Из всех куреней идет ароматный дух казачьей кухни. Прошу вас, дорогие казачки-хозяюшки, несите свои блюда.
Участницы-казачки выносят блюда и ставят на стол жюри. Звучит музыка.
Блюда из рыбы - Казачьи поселения расселялись на берегах рек. Издавна казаки ловили рыбу – солили ее, запекали, вялили, сушили, коптили.
Кулебяка – Казак был воином, часто ходил в военные походы. Казачка собирала ему в котомку кулебяки с капустой, грибами, картофелем, рыбой.
Вареники - Их готовили с капустой. картофелем, грибами (обычная казачья пища).
Жюри предлагается подвести итоги конкурса.
Казак : Казаки не только трудились, воевали и детей растили, но и любили вечерком отдохнуть, повеселиться. Не зря в народе говорится: «Кто как пашет, тот так и пляшет». В нашем конкурсе участвуют замечательные люди, посвятившие свою жизнь нелегкому крестьянскому труду. Такими же стали их дети и, надеемся, будут внуки.
Казачка (родительница) : Ведь у нас, в станице нашей,
Люди славные живут.
Славно сеют, славно пашут,
Славно пляшут и поют.
А сейчас участники казачьего ансамбля «Варенька» приглашают Вас на народное гулянье.
Жюри объявляет результаты. Атаман общественной организации «Зверевский казачий круг» Семенчук С. К. вручает дипломы и памятные подарки.
1 семья : Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород,
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ![/h4]
Используемая литература
• Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). – Ростов-на-Дону, 2005
•
Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А Методические рекомендации к реализации программы «Родники Дона». – Ростов-на-Дону, 2005
•
А. В. Венков (отв. ред.) История донского казачества. г. Ростов-на-Дону, Логос, 1992 г.
•
К. Е. Хмелевский, Е. Демешина. История донского края. Ростовское кн. изд., 1976 г.
•
И. К. Пархоменко – Русские песни казаков Дона и Кубани. – Краснодар, 1998 г.