Ирина Громышева
Консультация для родителей «В игры играем, фонематический слух развиваем»
▼ Скачать
Вебинар для родителей
«В игры играем, фонематический слух развиваем»
Подготовила: Громышева И. В. ,
учитель-логопед МАДОУ №14
Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашего вебинара «В игры играем, фонематический слух развиваем».
Рассмотрим такие вопросы:
- Что такое фонематический слух?
Публикация «Консультация для родителей „В игры играем, фонематический слух развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Этапы развития фонематического слуха у детей.
- Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей?
Развитие фонематического восприятия является важнейшей задачей для логопедов и надеюсь, что после нашего вебинара, вы родители, тоже обратите внимание на формирование фонематического восприятия у ваших детей, так как сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произношения звуков, слов сложной слоговой структуры, успешного становления письменной речи.
Слайд 2
Давайте сейчас разберемся, что такое становление фонематического восприятия в норме.
Фонематическое восприятие в норме – это врожденная природная способность, отличающая человека от всех других живых существ на Земле. В норме формируется в процессе естественного развития. Начинает функционировать со 2-го месяца от рождения.
Как только ребенок начинает слышать слова, речь, которые с любовью ему говорит мама, с этого момента начинает функционировать фонематическое восприятие.
Далее развивается очень бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что служит основой совершенствования речи в целом. Восприятие фонем происходит в мозгу, в центре Вернике.
Слайд 3
Сейчас познакомимся с вами с определением Фонематического восприятия
1-е определение
ФВ – это способность детей с нормальным слухом улавливать то общее и различное, что есть в звуках родной речи.
Т. ,е. способность анализировать, улавливать, адекватно воспринимать, услышанное ребенком.
2-е определение.
Способность адекватно соотносить звуки речи друг с другом и с их эталонами (фонемами).
К эталонам относятся фонемы нашего языка. Ведь фонема это не просто звук речи. Если ребенок не умеет правильно произносить звук Ш, и говорит (сапка, коселек.)- эти звуки речи нормативными назвать нельзя. А вот звуки речи для нашего языка – правильные и являются фонемами. И мы с вами должны понять, что до тех пор, пока ребенок не будет соотносить свой звук, например (шанки, шобака.) с нормативными, правильными – санки, собака, пока он не почувствует разницы в этих произношениях, мы никогда не получим чистого звука у ребенка. В этом и заключается великая роль фонематического восприятия.
Итак, фонематическое восприятие – это, то, что происходит в мозгу и сознании ребенка, когда он имеет дело со звуками речи, когда он декодирует информацию, которая поступает к нему с помощью звуков и это восприятие не ограничивается только слуховыми ощущениями, т. е. только одним признаком.
Слайд 4
В это восприятие входит целый набор ощущений: слышимые компоненты (шум в звуках речи (согласные звуки, голос, частота, высота. Все это нужно воспринимать в комплексе. Но еще присутствует и зрительный образ, на который ребенок ориентируется, когда общается с собеседником, плюс еще те двигательные ощущения, которые невольно возникают у него в артикуляционной области, когда ребенок даже слушает, то, что мы ему говорим.
Вот насколько многогранно фонематическое восприятии.
Слайд 5
Сейчас, уважаемые родители, я хочу познакомить вас со структурой языковой системы.
В языковой системе существует 3 составные части:
- фонетика;
- лексика;
- грамматика
Фонетика – это все звуки речи (43 фонемы). В понятие фонетика входят не только фонемы, но и мелодикоинтонационная сторона речи и слоговая структура речи.
Мельчайшей единицей речи является ФОНЕМА. Значит, вся звуковая сторона речи – это фонетика, но из отдельных фонем (звуков речи) составляются слова и это следующий компонент речи – ЛЕКСИКА.
ЛЕКСИКА (компонент устной речи).
А те законы, по которым слова объединяются в предложения, являются – ГРАММАТИКОЙ.
Вот такие 3 компонента существуют в устной речи, но мельчайшей единицей, фундаментом, кирпичиком из которого выстроено все здание устной речи – является ФОНЕМА!
Итак, без речевого слуха, без слуха, который отвечает за распознавание фонем, не может происходить восприятие и пораждение ни отдельных звуков, ни слов, ни предложений, ни естественно связной речи.
Слайд 6
Поэтому, можно сделать вывод, что фонематическое восприятие влияет на коррекцию всех компонентов устной речи.
С чего начать?
Упражнения для развития фонематического восприятия построены по принципу от простого к сложному. Работу по развитию фонематического восприятия условно можно разделить на несколько уровней:
Слайд 7
1. Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического восприятия.
2. Сопоставление одинаковых звукокомплексов по мелодике (высоте, силе, тембру)
3. Речевое внимание (восприятие содержания высказываний)
4. Сопоставление слов, близких по звуковому составу
5. Сопоставление звуков
Слайд 8
Давайте познакомимся с играми
1. Игры на узнавание неречевых звуков
«Назови звуки твоего дома»
Послушай звуки в кухне (как работает чайник, стучит нож, журчит вода). Затем предлагаем ребенку закрыть глаза и угадать, какой предмет звучал.
Игра "Узнай, что звенит (гремит)"
Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ход игры : На столе несколько коробочек (баночек) (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой (или завязываем глаза) и просим отгадать, какой из них сейчас звенит, шуршит или гремит.
«Песенки животных» - рассмотрите с малышом картинки, проговорите с ним, кто как голос подает.
А теперь поиграем в игру «Кто тебя позвал».
Мама говорит за корову: МУ-МУ, ребенок должен показать картинку или игрушку животного.
Слайд 9
Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
2. Сопоставление одинаковых звукокомплексов по мелодике.
Возьмем звукокомплексы, которые ребенку легко произносить: МУ и МЯУ (можно МЕ, БЕ.)
Как играть с ребенком?
По высоте:
Послушай, кто замяукал кошка или котенок?
МЯУ – громко, МЯУ – тихо.
Тоже самое по силе: Узнай, где кошка далеко или близко?
МЯУ – громко, МЯУ – тихо.
Также и со звукокомплексом МУ.
Если в состав звукокомплексов входят легко произносимые ребенком звуки, можем дополнительно поупражняться в активном произненсении, т. е. фонематическое восприятие уже будет работать на стадии активной речи. А это уже более сложный и полезный этап.
Слайд 10
Следующее игровое упражнение: звукокомплекс сочетания слов КТО ТАМ?
Звуки все простые и ребенок может их произнести и воспринимать такое сочетание звуков проще.
Говорим ребенку: Мальчик ВОВА пришел домой, звонит в звонок, а дома БАБУШКА, СЕСТРА, ДЕДУШКА.
Послушай, и угадай, кто спросит из-за двери. Разными голосами говорим: КТО ТАМ? (Дедушка, КТО ТАМ? (СЕСТРА)
Так мы даем изменения по тембру, по мелодике.
Это упражнение затрагивает эмоции ребенка, ему нравится, что мама или папа говорят разными голосами.
А все, что затрагивает эмоции ребенка, остается в его сознании и памяти.
СЛАЙД 11
3. Речевое внимание (восприятие содержания высказываний)
Перед вами игровое пособие Т. А. Ткаченко «Логопедические упражнения», на примере, которого рассмотрим, как развивать у ребенка речевое внимание.
Спрашиваем у ребенка: Знаешь сказку «Колобок», «Красная Шапочка» и т. д.
Задаем ребенку вопросы: Колобок покатился по дорожке, может такое быть? (ДА, Колобка слепила бабушка (ДА,
КОЛОБОК залез на дерево? Может такое быть (НЕТ)
Посмотрим на упражнения слева.
Мы привыкли ориентировать детей на чувство рифмы, у детей с речевыми нарушениями с чувством рифмы – проблемы.
Как будем работать с этими упражнениями?
В работе он помощник наш
Всем дозвонится (карандаш).
КАРАНДАШ – спросите, вы у ребенка. Вроде бы все по рифме, но ребенку нужно вслушаться, вдуматься, подобрать правильное по смыслу слово.
Слайд 12
Следующий игровой прием.
После однократного прослушивания предлагаем выполнить инструкцию.
- Подойди к двери, присядь.
- Поставь руки на пояс, подпрыгни.
Слад 13
4. Сопоставление слов, близких по звуковому составу
Желательно брать слова, в которых ребенок произносит все звуки.
Говорим ребенку: Послушай, похожи слова или нет? (ЛИСА – КУБИК) –НЕТ
ЛИСА – КОСА (ДА)
Своими эмоциями, выражением лица, показываем, что слова звучат похоже. Не факт, что дети сразу почувствуют похожесть или непохожесть слов. Это упражнение можно пробовать многократно, с разными словами.
Слайд 14
Следующее упражнение «Лишнее слово»
Ребенок должен выбрать слово, которое отличается по звучанию от других (по принципу 4-й лишний).
Это упражнение мы предлагаем только тогда, когда ребенок научился парно сопоставлять слова и чувствовать их похожесть и непохожесть
(ЛИСА – КОСА)
(МАСКА – КАСКА)
На начальном этапе ЛИШНЕЕ СЛОВО будем ставить в конец цепочки: ЛИМОН, ВАГОН,БАТОН, КОТ
- Какое слово не похоже на другие?
Ребенку легче услышать лишнее слово, которое находится в конце цепочки.
- Чем ближе мы будем располагать ЛИШНЕЕ СЛОВО к началу цепочки, тем труднее ребенку его будет воспринимать.
(БАТОН, БИЛЕТ, БУКЕТ, ПАКЕТ).
Когда ребенок будет узнавать ЛИШНЕЕ СЛОВО, то это колоссальное продвижение в развитии фонематического восприятия.
Ребенок начинает сопоставлять слова по их похожести, по их звуковому контуру.
Слайд 15
Следующий прием: Учим ребенка подбирать по рифме.
Читаем ребенку: Он надел большую шляпу,
Чтоб похожим стать на…. (Бармалея) –получился стишок (Нет) и т. д.
Обязательно проговариваем правильный ответ интонационно, акцентируем голосом на правильном ответе.
СЛАЙД16
Следующий игровой прием:
Подбери к имени ребенка похожие названия растений (овощи, фрукты, цветы – это растения)
Пример: Посмотри, вот картинки Свекла, Петрушка и т. д.
На название какого растения похоже имя мальчика ПЕТР?
Помогаем ребенку: ПЕТР – ВАСИЛЕК
ПЕТР – КОЛОКОЛЬЧИК
ПЕТР – ПЕТРУШКА
Задача этого упражнения, чтобы ребенок почувствовал схожесть слов.
Слайд 17
Следующий игровой прием «Подскажи словечко»
Сначала выясните с ребенком значение каждого слова.
(Что такое каток, поток, венок, клубок)
Все эти слова близки по звуковому составу.
Предложите ребенку добавить рифмовку, то слово, которое подходит по значению.
Я тебе задачу дам – все расставить по местам:
Что стащил игривый кот?.
Детям мамочка плетет?.
Слайд 18
Хочется познакомить вас еще с одним игровым приемом.
Говорим ребенку: Сегодня мы отправимся в сказочное королевство, там растут волшебные плоды. Послушай их названия, может быть, ты, услышишь знакомые названия плодов.
ОГУРБУЗЫ, СЛИЖОВНИК, МОРКОФЕЛЬ …
Что важно в этом упражнении? По «кусочкам» слов – нужно восстановить слово.
Слайд 19
Сопоставление слогов – следующая ступень в развитии ФВ.
Игра «Одинаковые или разные?»
- Взрослый тихо, на ухо ребенку говорит ДА. Когда ребенок (по команде) повторяет громко ДА, взрослый называет тот же саамы слог либо другой.
Спрашиваем: Ты, любишь мороженое – ДА
Ты, любишь мультики смотреть – ДА.
Итак, ты говоришь только ДА. Слушай, одинаково ты и я говорим, или нет?
Ребенок – ДА
Взрослый – ТА.
Одинаково, нет?
Ребенок слушает себя, взрослого и сопоставляет слоги.
Слайд 20
Повторение слоговых рядов. Здесь тоже есть система.
1. Начинаем со слогов, содержащих общий согласный и разные гласные звуки. (ТА-ТО-ТУ; МА-МЫ-МО)
2. Слоги с общим гласным и разными согласными. (ТА-КА-ПА)
3. Более сложные слоговые сочетания, где и согласные и гласные разные (Ту-Ма-ПО)
Здесь важно: Согласные, которые ребенок произносит не правильно – НЕ БЕРЕМ!
Этому упражнению придаем игровой характер.
Например: Я буду взрослый попугай, а ты – молоденький, будешь учиться разговаривать, повторяй за мной:
ТА-ТО-ТУ и. т. д.
Слайд 21
Сопоставление звуков – самая сложная ступень в развитии фонематического восприятия, на начальном этапе обучения детей.
Для того, чтобы облегчить распознавание ребенку отдельных звуков, мы подключаем мелодико интонационную окраску.
Что так шипит (ШШШШ? Это мальчик кричит? Это шина Лопнула?
Если ребенок правильно не произносит звуки, то не требуем от ребенка, чтобы он его произносил.
Слайд 22
Выделение заданного звука в потоке.
Даем ребенку символ звука (руки – звук Х; ветер – ВВ).
Берем символ звука Х, и говорим ребенку: Подними карточку только тогда, когда услышишь звук Х.
Итак, уважаемые родители, сегодня я познакомила вас с системой развития фонематического восприятия у детей. Надеюсь, что предложенный материал был для вас полезным, познавательным