Марианна Валерьевна Проскурня
Консультация для родителей «Ваш ребёнок плохо говорит?»
▼ Скачать + Заказать документы
К логопеду зачастую обращаются родители с жалобами : «Ребёнку 6 лет, ему скоро в школу, а он очень плохо разговаривает». Но то, что у малыша имеются речевые нарушения можно увидеть гораздо раньше. Признаки нарушения речи в раннем и дошкольном возрасте проявляются так: к концу первого месяца ребёнок не кричит перед кормлением, к концу четвёртого не гулит, не улыбается, когда с ним говорят. К концу пятого месяца не прислушивается к музыке, к концу девятого нет лепета, малыш не может повторить за взрослым слоги, к концу десятого месяца не машет в знак отрицания головой, при прощании не машет ручкой, к концу первого года не может произнести ни слова, не выполняет простые просьбы «дай», «покажи», «принеси». В один год и четыре месяца не может назвать маму мамой, папу папой, в один год и девять месяцев не может произнести 5-6 осмысленных слов. В 2 года не показывает части тела, которые ему называют, не выполняет сложные просьбы («пойди на кухню, принеси конфетку», не узнаёт близких на фото, не понимает значение предлогов, не говорит звуки П, Б, М, Ф, В, НЬ, БЬ, МЬ, Н. К 2.5 годам не знает разницу между большим и маленьким, не использует в речи предложения из двух-четырёх слов, местоимения я, ты, мне. В 3 года не может сказать как его имя, фамилия, пересказать короткие сказки, рассказать короткие стихи, не может определить какой предмет самый большой, не использует множественное число существительных и глаголов, не употребляет союзы, предлоги, не произносит звуки К, Г, Х, Т, Д, СЬ, ЗЬ. К 4 годам не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (чашка-чашечка, не произносит правильно звуки С, З, Ц. К 5 годам не знает дней недели, времён года (не по порядку, не использует глаголы прошедшего и будущего времени, неправильно использует предлоги, путает мужской и женский род, переставляет или пропускает слоги в словах, не может запомнить ни одной буквы, придумать слова на заданный звук, не произносит или произносит не правильно звуки Ш, Ж, Ч, Щ. К 6 годам не может подобрать к словам антонимы, признак к предмету, назвать предметы одним обобщающим словом (фрукты, мебель, транспорт и т. д., ошибается в образовании прилагательных (беличья, глиняная, не может определить первый, последний звук в слове, придумать слово на определённый слог, достаточно полно (не менее 70%) передать сюжет небольшого рассказа, искажает, пропускает или заменяет другими звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Публикация «Консультация для родителей „Ваш ребёнок плохо говорит?“» размещена в разделах
Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д., формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.
Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть ушибы, травмы, вирусные и эндокринные заболевания матери во время беременности, токсикоз, несовместимость крови матери и плода, нарушение сроков вынашивания, курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами, приём запрещённых лекарственных препаратов во время беременности, работа на вредном производстве, наследственная предрасположенность, стресс и эмоциональные перегрузки, которые испытывает будущая мама.
Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д., психологические травмы у ребёнка, вызванные стрессом или испугом. Одна из причин звукопроизносительных расстройств - наличие у ребёнка зубочелюстных аномалий, большинство которых развивается от вредных привычек в раннем возрасте. Привычка дышать через рот приводит к нарушению деятельности мимических мышц, круговой мышцы рта, языка, к тому, что ребёнок постоянно держит язык между зубами. Последствия этого - открытый прикус и межзубное (искаженное) произношение. Сосание пустышки во время бодрствования, сосание пальца, различных предметов, нижней губы приводит к смещению нижней челюсти, к образованию неправильного прикуса, к формированию дефектного произношения. Чем раньше будут устранены вредные привычки, тем меньше от них будет последствий.
Одной из главных причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребёнка со своими родителями. В последнее время многое родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений, в том числе и речевых, служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребёнком.
Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребенка, то очень важно своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых специалистами в детской поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих нормализации имеющихся патологических процессов, а так же очень важно приложить все усилия к тому, чтобы создать благоприятные социально-бытовые условия для развития ребенка.