Вера Шук
Ваш послушный ребёнок
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание послушания требует от родителей, прежде всего спокойствия и терпения. Ведь послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, как ребёнок станет понимать требования окружающих. Однако есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы. Но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей.
Публикация «Ваш послушный ребёнок» размещена в разделах
Послушного ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.
При воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребёнка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушать его вопросы, серьёзно и умело отвечать на них, верить в возможности ребёнка, доверять ему, проявлять такт в обращении с ним. Надо научиться смотреть на ребёнка как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, внимании, защите – человека будущего.
Любовь и уважение к ребёнку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Ребёнок только в том случае легко слушается требованиям старших, если он не возбужден, если у него хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что, взрослый не должен требовать от ребёнка, то, что он не может сделать. И чтобы избежать этого, от ребёнка надо требовать то, что он может сделать (собрать игрушки содержать их в порядке, складывать свои вещи) и т. д. Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. Если мать предъявляет к ребёнку определённые требования, а отец освобождает ребёнка от их выполнения или на оборот, ребёнок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребёнку должны быть едиными. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда ребёнок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания.
Надо ребёнку объяснить, как и почему необходимо вести себя. Беседы с ребёнком помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению. Поэтому, чтобы вызвать у ребёнка желание выполнить требование, следует обращаться к нему спокойным, ровным, а порой и ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка, и учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Если что- то запрещаете ребёнку надо быть твёрдыми, настойчивыми не поддаваться жалости – ребёнок должен научиться подчиняться слову «нельзя». Вместе с тем недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребёнка стремление противодействовать им.
Ребёнок задаёт вопросы, а родители, вместо того чтобы удовлетворить детскую любознательность, отмахиваются от него: «не мешай», «отстань», «потом». И так на каждом шагу, в результате радость ребёнка сменяется уныньем, его энергия – бездеятельностью.
Дети по своей природе должны быть активны, деятельны. Известно, что ребёнок большую часть времени играет. Игра имеет огромное значение в его жизни: ребёнок отражает в ней окружающую жизнь, труд взрослых, в игре формируется первое элементарное понятие долга, создаются условия для упражнения выдержки, самообладания, умения уступать, считаться с другими. Дети очень любят, когда с ними играют взрослые. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания и помогают родителям добиваться от детей выполнения требований без особого нажима. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир. Проще простого включить ребёнку мультики или дать сотовый телефон. А что если родители вместе с ребёнком сделают поделку. Покажите, как можно это сделать, расскажите, и вы будете удивлены, какой у вас послушный ребёнок. Ведь совместная деятельность – это всегда интересно, это всегда очень познавательно, как для ребёнка, так и для родителя. Кому, как не родителям приятно видеть, наблюдать, как развивается его ребёнок, как он учится чему – то новому. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Одобрение, похвала поднимают у детей настроение, укрепляют веру в свои силы, развивают чувство собственного достоинства. Но пользоваться поощрением нужно умело. Недостаточно сказать ребёнку «молодец» или «хорошо» : нужно оценивать конкретные действия, слова, отмечая, что хорошо и что плохо. Если у родителей правильное отношения с ребёнком, то для него будет наградой одобрение тёплым словом, улыбкой, жестом, кивком головы. За хорошее поведение можно пойти с ребёнком в парк, кино и т. д. Ни в коем случае нельзя за послушание делать подарки, давать деньги иначе ребёнок станет поступать хорошо из – за корыстных побуждений. Поощрения в виде книжки, игрушки, возможно, но они не должны превращаться в «подкуп». Подарки лучше всего преподносить ребёнку к празднику, в день рождения. Поощрениями тоже не нужно злоупотреблять, так как чрезмерное захваливание ребёнка приводит к нескромности, самомнению, эгоизму и другим отрицательным качествам.
При выборе мер поощрения надо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребёнка. Не следует хвалить ребёнка за то, что он убрал на место игрушки, так как он должен это делать каждый раз без напоминания, но его стоит похвалить за помощь, оказанную вам по дому.
Какие бы не использовались методы и приёмы воспитания, во многом зависит от родителей, но во всех случаях необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребёнка. Важно также помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если родители своим собственным поведением и примером не будут подтверждать того, что требуют от ребёнка.