Приложение МААМ

Вариативные формы и обеспечение доступности качественного дошкольного образования в XXI веке

Ольга Романова
Вариативные формы и обеспечение доступности качественного дошкольного образования в XXI веке
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с постсоветским периодом развития системы дошкольного образования возникли трудности с доступностью получения образования детьми дошкольного возраста. Сейчас согласно данным Росстата дошкольное образование получают 5.5 млн. детей дошкольного возраста, 60% детей в возраста от 1 до 6 лет, а в 1991 году посещали детский сад 78% детей этого же возраста [2, с. 54].

Публикация «Вариативные формы и обеспечение доступности качественного дошкольного образования в XXI веке» размещена в разделах

Государство предпринимает различные шаги в решении данной проблемы, так в 2013 году было введено не менее 205 тысяч дополнительных мест в ДОУ, а 50 тысяч мест было решено ввести за счет применения вариативных форм дошкольного образования [2, с. 48].

К 2016 году правительство РФ планирует обеспечить 100 % доступность образования для детей дошкольного возраста [2, с. 11].

Реализация данного плана возможна, по мнению Богуславской Т. Н., «благодаря совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы дошкольного образования» [1, с. 23].

В связи с этим были произведены изменения в системе дошкольного образования. Проблема увеличения мест в ДОУ решалась следующими путями:

• бюджетные кредиты для строительства и реконструкции зданий ДОУ;

• субсидии на организацию дополнительных мест в группах ДОУ [2].

Помимо проблемы наличия мест для детей в ДОУ, существует проблема равенства доступа на получение образовательных услуг. Для этого были созданы и введены прогрессивные модели ДОУ, а также созданы новые образовательные программы.

Доступность получения качественного образования в ДОУ определяется следующими критериями:

1) достаточность сети (наличие мест в ДОУ);

2) эффективность размещения ДОУ (распределение ДОУ на местности);

3) уровень качества предоставления образовательных услуг ДОУ (выбор родителями ДОУ) [1].

В сельской местности происходит снижение посещаемости детьми ОУ из-за материального неблагополучия семей, а также в связи с сокращением числа дошкольных организаций, т. е. сокращение сети. Из этого следует неравный доступ детей к получению образования в ДОУ.

Один из вариантов решения этой проблемы – возможность получения вариативного дошкольного образования, предоставляемого не только традиционными детскими садами, но и другими образовательными организациями.

Таким образом, создание гибкой системы представления образовательных услуг позволяет охватить большее количество детей.

Вариативность получения образовательных услуг детьми дошкольного возраста заключается не только в посещении ими других структур, реализующих образовательную программу, но и гибкость работы системы ДОУ, а именно организация особых режимов пребывания детей в ДОУ: группы кратковременного пребывания детей, центры дошкольного образования, дошкольные группы на базе школ, дошкольные группы на базе организаций дополнительного образования, малые детские сады, надомные группы, родительские группы, семейные клубы, группы присмотра и ухода и др.

Вариативность компонентов системы дошкольного образования предполагает увеличение роли муниципального управления, а именно создание ресурсных центров дошкольного образования, которые оказывали бы методическую поддержку ДОУ. Исходя из этого, деятельность органов управления ДО должна быть направлена на:

• повышение компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций;

• обновление механизмов формирования заработной платы педагогов дошкольных образовательных учреждений;

формирование и развитие руководителя дошкольной образовательной организации как нового типа, т. е. менеджера образования;

• привлечение молодых кадров;

• повышение уровня эмоционального комфорта педагогов дошкольной образовательной организации.

Помимо решения проблемы возможности получения образовательных услуг детьми дошкольного возраста, важно и качество получаемого образования, а соответственно и уровень подготовки педагогов ДОО. В настоящее время существует проблема образования самих педагогов, а именно из-за расширения системы дошкольного образования к работе привлекаются люди, которые не всегда имеют специальное образование, не говоря уже о наличии специального высшего профессионального образования. Переподготовка и повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций должна быть направлена на освоение основных принципов работы с детьми дошкольного возраста, на изучение психофизических особенностей развития дошкольников, на изучение специфики данного периода развития для человека и для общества. Также для решения данной проблемы важно привлекать молодых специалистов, которые могли бы возместить естественное сокращение педагогов дошкольных образовательных учреждений, которые выходят на пенсию.

Введение Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования не решает в полной мере проблем содержания образования, особенно это касается групп кратковременного пребывания детей [3, с. 36].

Введения стандарта дошкольного образования относятся не только к психолого-педагогическому сотрудничеству детского сада и начальной школы, но и программно-методического обеспечения, организационно-управленческого, нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения их взаимодействия в системе образовательных учреждений.

Список использованных источников

1. Богуславская Т. Н. Вариативные формы обеспечения доступности качественного дошкольного образования // Проблемы современного образования. – 2013. – № 6. – С. 22-29.

2. Образование в России : [информационно-аналитическое издание] : федер. справ. Т. 9. – М. : Центр стратегич. партнерства, 2013. – 464 с.

3. Пуденко Т. И. Доступность качественного дошкольного образования : риски современного этапа // Управление образованием : теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 25-37.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Участие в семинарахУчастие в семинарах Дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, и в связи с этим происходят масштабные преобразования. Однако, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативные формы и обеспечение доступности качественного дошкольного образования в XXI веке
Опубликовано: 31 октября 2014 в 13:24
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативные формы и обеспечение доступности качественного дошкольного образования в XXI веке» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Романова (УИ 32817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД