Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Варианты проведения организационных моментов
▼ Скачать + Заказать документы
Варианты проведения организационных моментов на логопедических занятиях
Занятие начинается с организационного момента, его цель – собрать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти, закрепляется материал прошлого занятия,тема по словарю, грамматическая категория и т. д.
Вот некоторые из тех оргмоментов, которые я использую на своих занятиях.
1. Если услышите, что звучит колокольчик, садятся девочки, если музыкальный молоточек-
садятся мальчики.
2. Если молоточек ударит 2 раза, то садятся дети первого ряда, если 3, то дети второго ряда.
Публикация «Варианты проведения организационных моментов» размещена в разделах
3. Сядет тот, перед кем стоит девочка, затем тот, за кем мальчик и т. д. (различные варианты)
4. Сядет тот, у кого предмет красного, зелёного, жёлтого цвета.
5. Сядет тот, у кого на карточке 2, 3, 4 предмета.
6. Сядет тот, у кого предмет на карточке расположен в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. д.
7. Сядет тот, у кого на карточках овощи, грибы, цветы, деревья (можно любые обобщающие
категории)
8. Сядут те дети, у кого предметы, про которые можно сказать МОЙ, МОЯ, МОЁ
9. Сядут те дети, у кого картинки с изображением предметов, про которые мы говорим «Кто это?»
«Что это?»
10. Сядут дети, у которых название картинки начинается на звук А (или другой изучаемый звук)
или заканчиваются на предложенные звуки
11. Сначала садятся дети, у кого на картинках предмет, название которого начинается на гласный
звук, затем на согласный.
12. Сначала садятся дети, у которых картинки на звук С, затем Ш (можно другие оппозиционные
звуки)
13. Сначала садятся дети, у которых звук Р (например) слышится в начале, середине, конце слова
14. Дети говорят предложения со словом ПАПА и садятся (закрепление материала прошлого
занятия. Можно с любым предложенным словом)
14. Сядет тот, у кого на кубике буква У, А (любые другие буквы)
15. Назовите буквы, лежащие на столах, соедините их, прочитайте слог
16. Сядет тот, кто правильно выполнит инструкцию (хлопать, топать, присесть, подпрыгнуть)
17. Садится только тогда, когда услышите слово «пожалуйста»(девочки первого ряда, садитесь,
пожалуйста)
18. Назвать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов (для старшей группы «частей»)
19. Сядет тот, у кого имя состоит из 2, 3 слогов
20. Назвать мясные, хлебо- булочные,молочные продукты.
21. Дети в микрофончик называют нужные слова и передают соседу (с звуком У или А)
22. Хлопнуть, если услышишь звук И (среди других звуков)
23. Хлопнуть, если в слове есть заданный звук
24. Поднять сигнальную карточку, если в слове есть заданный звук.
25. Поднять карточку с символом мягкого звука или твёрдого, звонкого или глухого, гласного или
согласного в зависимости от цели
26. Поднять синий кружок, если слово начинается с твёрдого согласного и зелёный,если с мягкого
Можно использовать материал по лексическим темам.
Тема «Овощи»1. Сядет тот, у кого овощ растёт в земле, у кого на земле.
2. Сядет тот, чей овощ копают, выдёргивают, срезают.
3. Ребёнок называет форму множественного числа существительных, обозначающих овощи. (Я назову один овощ, а ты много)
4. Ребёнок называет овощ в уменьшительно-ласкательной форме (я назову большой овощ, а ты маленький)
5. Дети садятся, называя овощи.
6. Хлопнуть, если услышишь названия овощей.
7. Сложить целую картинку из частей и назвать овощ
Тема «Фрукты»
(задания аналогично предыдущей теме) а также:
1. Сядут те, у кого овощи, у кого фрукты.
2. Вспомнить, из чего можно сварить щи (дети называют и садятся), а из чего компот.
(упражнение по рядам)
3. Послушай и добавь названия овоща или фрукта (кислый,горький…сладкий…
сочный…, хрустящая, ароматное)
4. На столах картинки, поднять те, на которых то, что растёт на огороде, то, что в саду.
5. Воспитатель бросает мяч и говорит «овощи», ребёнок ловит и называет любой овощ, аналогично «Фрукты».
6. Игра «Жадина».Педагог говорит «Чей лимон?» «Чья капуста».Ребёнок должен ответить, согласуя притяжательное местоимении с названием овоща или фрукта.
7. Сядет тот, кто правильно назовёт «Какой сок из яблока, груши, вишни, сливы, абрикоса…»
8. Упражнение «Помоги Незнайке»: Исправь Незнайкины ошибки.
Картошка растет на болоте. Яблоко растет под кустом.
Баклажан растет на кусте. Груша растет в лесу.
Персик растет на елке.
Тема «Осень»
1, На столах листочки разного цвета. Сядет тот, у кого листок красного, зелёного, желтого цвета.
2. Сядет тот, у кого на столе дубовый, кленовый, берёзовый рябиновый лист.
3. Педагог называет дерево, а ребёнок лист с этого дерева (берёза -берёзовый).
4. На столах грибы, с обратной стороны картинки. Дети определяют первый звук в названии картинки и садятся. (у меня этот Оргмомент на гласные звуки)
5. «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели . У дуба ствол толстый, а у березы
У клена листья большие, а у березы. У березы ствол светлый, а у клена …
6. Сядет тот, у кого съедобные грибы, у кого несъедобные
7. Игра «Ассоциации»(что вам хочется сказать, когда вы слышите слово «Осень»)
Аналогичные задания провожу на все времена года.
Тема «Семья»
1. Назови свой домашний адрес.
2. Имя, отчество мамы, папы
3. Назови своё имя ласково (как тебя называют дома)
4. Назови ласково своего соседа или соседку по столу
5. Названия членов семьи и родственников (мама, папа, бабушка, тётя, брат и т. д.)
6. Ответы на вопросы (кто ты для мамы, для дедушки, для тёти)
Тема «Части тела и лица»1. Назвать ласково (лицо - личико; рука- ручка, палец- пальчик, ухо-ушко, глаза
- глазик и др.)
2. «Назови, не ошибись».Педагог дотрагивается до разных частей тела, дети должны
правильно сказать «один», или «одна». Например: один живот (нос, лоб, затылок,
подбородок).
3. Игра на закрепление права-лева (дети выполняют движения и проговаривают слова
Это правая рука, это правая нога, ухо правое у нас. А вот это правый глаз. Далее про
левую сторону).
4. Выполнение заданий (дотронуться правой рукой до левого уха, поднять вверх левую
руку. Закрыть правый глаз…
Тема «Одежда»1. Сядет тот,на ком рубашка (шорты, платье и тд.)
2. Педагог бросает мяч ребенку и называет предмет одежды в единственном числе,
а ребенок в ответ – во множественном (юбка - юбки, рубашка- рубашки, пиджак- пиджаки)
3. Игра с мячом «Скажи ласково» (название деталей одежды)
Дети стоят в кругу, педагог предлагает сесть тем детям, у кого есть что-нибудь синее,
красное, белое в одежде. Дети должны назвать цвет и предмет одежды.
4. «Что забыли назвать?» (перечисление видов одежды по картинке)
5. Дети называют детали одежды (рукав, карман, воротник)
6. Сядет тот, у кого в одежде есть красный, зелёный цвет…
Тема «Дикие животные»
1.«Назови зверя?» (дети стоят в кругу, логопед передаёт мяч, называя дикое
животное, а затем по очереди все дети)
2. «Назови детёнышей» Логопед называет женскую особь, а дети детёнышей.
(У волчицы…)
3. «Назови семью»(медведь-медведица-медвежонок)
4. «Чей дом».Логопед называет жилище животных, а дети жильцов. Можно изменить
задание. Логопед называет жилище, а дети жильца.
5. «Скажи, чей хвост?» (на образование притяжательных прилагательных, лиса-
лисий)
6. «Кто кем станет, когда вырастет?» (зайчонок- зайцем, медвежонок – медведем)
7. По определениям узнать животное (Злой, голодный…; неуклюжий, косолапый-)
8. Сядут те, у кого на карточках взрослое животное, у кого детёныш
Тема «Мебель»
1. Повтори за мной : стол-стул- шкаф; трюмо-тумбочка-кровать, кресло- диван-
шифоньер
2. Игра «Один - много». (кресло- кресла, шкаф- шкафы и тд)
3. «Назови мебель для гномика» (стул-стульчик и т. д.)
Тема «Игрушки»
1. «Послушай, запомни, повтори». Мяч - кукла-машина; Чебурашка - мишка- лошадка;
ведерко- кубики- зайка и тд.
2. «Какой игрушки не стало»
3. «Скажи Какая игрушка» (Образование относительных прилагательных)
4. Назвать детали игрушек( 1 ряд -одна игрушка, 2 ряд –другая)
5. Посмотреть на карточки и сесть в в зависимости от количества игрушек на ней
( 1,2,3,5)
5. Сядут те дети, про игрушки которых можно сказать «пластмассовая, меховая,
деревянная)
6. Вспомнить,какие игрушки висели на ёлке у вас дома
Тема «Весна»
1.«Назови признаки весны»
2. «Что за птица». Логопед называет, а ребёнок определяет, какая она (зимующая
или перелётная).И наоборот: логопед просит назвать зимующих или перелётных птиц
3.«Повтори за мной». Тает- оседает- темнеет- сходит; пригревает-припекает—греет;
журчит- бурлит- бежит-звенит; Набухают-лопаются- раскрываются, тд.
4.«Что делает (делают?» Льдинки - тают, крошатся, Птицы- прилетают, кричат, вьют, Солнце- греет, пригревает и тд.
5. Назови весеннее слово (сосулька, ручеек, капель, март и т. д)
Тема «Транспорт». «Профессии»
1. Привести пример воздушного, водного, железнодорожного, наземного транспорта.
2. Назвать детали транспорта
3. Назвать профессии на транспорте
4. Назвать транспорт и детали транспорта у гномика (колесо- колёсико, самолёт-
самолётик)
5. Кому что нужно для работы. (повару,учителю, врачу)
6. Назвать инструменты
7. «Что лишнее»(пила, молоток, барабан, отвёртка)