Ольга Столярова
«В гостях у Капельки». Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями «твердое», «жидкое», «газообразное» состояние воды и их отличиями,
со свойствами воды.
2. Формировать умение сравнивать, анализировать
и обобщать.
3. Развивать наблюдательность и познавательный интерес
детей.
4. Способствовать самостоятельности в ответах и
.
7 суждениях.
5. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные
зависимости и делать выводы.
Публикация «„В гостях у Капельки“, Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 5–7 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
6. Активизировать память, внимание, мышление и
воображение. Обогащать словарный запас: твердое, жидкое, газообразное состояние, частицы.
8. Воспитывать умение старательно выполнять поставленную задачу, воспитывать интерес к экспериментированию.
9. Внедрение ИКТ – мультимедиа
Ход занятия:
Звуки воды: ручей, дождь, океан (аудио запись).
В: Я услышала свои любимые звуки. Кого же они ко мне привели? Здравствуйте, ребята я рада вас видеть в моей Волшебной лаборатории! Ребята, а вы узнали звуки, которые вас привели? Давайте знакомиться:
Я и туча и туман
Я ручей и океан
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу
Кот я?
Правильно, я Капелька – маленькая частичка воды.
- Ребята, а вы знаете, зачем нужна вода? (ответы детей)
У воды много тайн. Давайте вместе выясним: какими тайными свойствами обладает вода?
А поможет нам в этом Волшебная лаборатория и я приглашаю вас в первый зал.
1-й стол 2 емкости прозрачные с водой, камушки на каждого.
Опыт 1. Ребята возьмите в руку камушек – его можно взять? А проходит ли палец сквозь камень? (нет, т. к. это твердое вещество, в котором частички «крепко держатся» друг за друга).Опустите камень в воду. Проходит ли он сквозь воду? А теперь возьмите воду в руку. Можно ли это сделать? ( ответы детей: она льется, это жидкость). Правильно. Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах. (Показываю схему) Может ли вода быть твердой? (ответы детей)
2-й стол Опыт 2. (на полочке – чашка с кипятком, стеклянная посуда)
Ой, ребята, я слышу, что нас кто-то зовет. Да это же мои подружки капельки. Посмотрите внимательно, что вы заметили? (ответы детей). Это пар, вода испаряется, а если подставить секло, то мы можем увидеть, что это тоже вода, но в газообразном состоянии. Эти частички воды двигаются свободно (Показываю схему)
Общий вывод: 3 состояния воды, показать схему.
А вы любите играть? Я приглашаю вас поиграть и проверить какие вы внимательные. «Игра-моделирование 3-х состояний воды» :
- взявшись крепко за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого состояния воды; (льдинка, сосулька)
- легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – жидкое состояние; (вода, море)
- свободно распределиться по группе, как в газообразном состоянии.
(пар, туман)
3-й полочка - бар - 8 стаканчиков с водой, 8 - с соком; + 2 для показа, 2 пустых.
Опыт 3. Ребята, как вы думаете, что у вас в стаканчиках? Есть ли что то между ними общего? Какое общее свойство? (переливаю сок и воду в пустые стаканчики – вывод жидкость)
Давайте сравним воду и сок и выясним, чем отличаются?
Подставьте пальчик под стакан с водой, затем с соком – вывод прозрачная жидкость и нет.
Понюхать – вывод
Попробовать на вкус - вывод
Что можно сделать, чтобы изменился цвет воды? (ответы детей)
Опыт с пищевым красителем
Опыт 4. 8 стаканчиков с разными вкусами.
Игра «узнай на вкус». Вода: кислая, соленая, сладкая. Почему? Как изменили вкус?
Вывод- вода не имеет вкуса, запаха, прозрачна, можно изменить вкус воды и цвет.
Я очень люблю веселиться, давайте мы с вами потанцуем.
Музыкальная физминутка с султанчиками.
4-я полочка Грязная вода, ёмкость, лейка, марля, аквафильтр
Опыт 5. Ребята, пока мы с вами веселились, Злючка – Гразнючка испортила нам воду. Что же нам делать? Можно ли её очистить и как?
Давайте попробуем спасти воду. (проводим эксперимент)
Вывод – люди научились очищать воду.
5-я зона Мультимедиа, глобус.
Картинки на экране: море, река, кран. Что изображено на экране, какая там вода (подбор определений, можно ли её пить?
Как вы думаете, какой воды больше? (ответы детей)
Обратить внимание на глобус.
Вывод: морская вода соленая, ее пить нельзя, из реки и озера тоже, а вот в кране вода уже очищенная, питьевая. Питьевой воды очень мало и ее надо беречь.
Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной (ответы, показ слайда)
А если бы исчезла? (ответы, показ слайда; вывод – земля потрескалась, на ней ничего не растет, она не живая)
А как мы с вами можем беречь воду? (ответы, слайды)
Вывод: вода – источник жизни, её необходимо беречь!
Вывод: Ребята, какие тайны воды и ее удивительные свойства мы узнали? Ответы: вода бывает в жидком, твердом, газообразном состоянии, льется, растекается, прозрачна, нет вкуса, запаха, испаряется, можно изменить вкус, цвет воды. Питьевой воды мало и ее надо беречь.
Молодцы ребята! Мне у вас так понравилось! Я приготовила сюрприз – фокус.
Цветная вода льётся в коробку, а появляются цветные чупа-чупсы.
Волшебные слова:
Сестрица – водица,
Дай сюрпризу получиться (дуют)
Ребята получают угощение, Капелька прощается и уходит.