Светлана Тюлякова
Узкоспециализированные программы по физическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Узкоспециализированные программы.
Программа «Старт»
(Авторы: Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, Л. К. Михайлова.
Цель программы – помочь детям проявить собственные потенциальные возможности. Выразить свое «я» в движении.
Отличительная особенность программы заключается в том, что программный материал распределен не по возрастным группам, а по конкретным направлениям.
Публикация «Узкоспециализированные программы по физическому развитию» размещена в разделах
Содержание программы включает методику обследования двигательных качеств детей; задачи совместной работы воспитателя и инструктора по физической культуре; особенности организации физ. занятий в ДОУ; методику обучения дошкольников акробатическим упражнениям, упражнениям в равновесии, лазанью по канату, на гимнастической стенке; конспекты физ. занятий в зале и на воздухе для каждой возрастной группы; комплексы оздоровительной гимнастики; содержание развивающей среды для игровой деятельности. Следует отметить, что предлагаемые программой акробатические упражнения (стойка на голове, кувырок с прыжком, назад, техника выполнения движений на козле) слишком трудны для всех детей, поэтому их рационально включать в работу спортивной секции.
По своему содержанию программа «Старт» соответствует технологии, поскольку в ней не определены задачи для каждой возрастной группы.
Содержание программы излагалось на страницах журнала «Дошкольное воспитание» №1 -12 1996, № 7 1997.
Программа ориентирована на инструктора по физическому воспитанию ДОУ.
Оздоровительно- развивающая программа
По танцевально – игровой гимнастике «СА – ФИ – ДАНСЕ».
(Авторы: Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина.
Цель программы – содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально – игровой гимнастики.
Программа обучения рассчитана на 4 года обучения для детей от 3 – до 7 лет.
Основные задачи программы:
Укрепление здоровья (формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия, содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма).
Совершенствование психомоторных способностей дошкольников (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость; содействовать развитию чувства ритма, муз. слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формировать навыки пластичности, развивать ручную умелость и мелкую моторику).
Развитие творческих способностей (формировать навыки самостоятельного выражения под музыку, воспитывать умение раскрепощенности и творчества в движениях).
Основными разделами программы являются:
Танцевально ритмическая гимнастика
- Игроритмика (упражнения для согласования движений с музыкой).
- Игрогимнастика (строевые, общеразвивающие и акробатические упражнения, укрепление осанки, а также упражнения на расслабление мышц и дыхательные);
- Игротанцы (элементы хореографических упражнений, танцевальные шаги и танцевальные формы – историко-бытовой, бальный, современный и ритмический танцы).
Нетрадиционные виды упражнений:
- танцевально – ритмическая гимнастика (специальные композиции и комплексы упражнений);
- игропластика (элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга);
- пальчиковая гимнастика (игры пальчиками, сопровождающиеся стихами и речитативами, по сказкам и рассказам, игры – потешки);
- игровой массаж (упражнения с поглаживанием и растиранием отдельных частей тела в игровой форме);
- музыкально – подражательные игры (подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений, игры для определения темпа, динамики, характера музыки);
- игры – путешествия (или сюжетные занятия).
Креативная гимнастика (нестандартные упражнения, специальные задания, музыкально – творческие игры).
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
В программе подробно представлена методика проведения уроков по танцевально – игровой гимнастике. Для каждого года обучения представлены подробные конспекты уроков и сюжетных уроков.
Программа ориентирована на РФВ, на педагогов учреждений доп. образования.
Социально – оздоровительная технология «Здоровый дошкольник».
(Автор: Ю. Ф. Змановский)
Социально – оздоровительная технология включает в себя авторскую программу «Здоровый дошкольник», исследовательские методики, программу родительского университета.
Основные отличительные особенности программы:
Реализация программы носит преимущественно индивидуально – дифференцированный характер;
Наличие физиологического обоснования в каждом разделе программы наряду с учетом закономерностей возрастной психологии и спортивной медицины;
Данная программа может применяться в любом ДОУ благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов.
Программа состоит из шести разделов.
В первом разделе даны показатели состояния здоровья и психического развития детей, диагностика.
Во втором разделе дана рациональная организация двигательной деятельности. Принципиальным отличием от существующих рекомендаций по развитию моторики детей является преобладание циклических упражнений (пр. всего беговых) и их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи,велосипед и т. п.). В этом разделе представлены основные требования к занятиям, способы организации детей на занятии.
В третьем разделе описана система закаливания детей. Обязательными условиями его являются: правильное использование теплозащитных свойств одежды и регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком. К нетрадиционным методам закаливания относятся: контрастные воздушные ванны и контрастный душ; к традиционным – обтирание, обливание, полоскание горла, разные виды массажа. Различные методики обучения дыханию.
Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ определен в четвертом разделе.
В пятом разделе представлены основы рационального питания дошкольников.
В шестом разделе приведен перечень условий для оздоровительных режимов (индивидуально – дифференцированный подход к детям в соответствии с биоритмами, организация режима с учетом сезона, оптимальные двигательные и умственные нагрузки, преобладание положительных эмоций).
Технологию могут использовать воспитатели и РФВ.