Евдокия Чаптыкова
Увлекательный мир монотипии
▼ Скачать + Заказать документы
Увлекательный процесс создания рисунка в технике «Монотипия».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
Публикация «Увлекательный мир монотипии» размещена в разделах
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями. В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения.
Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными, разносторонне развитыми, словом,
интересными личностями. А интересная личность — это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. И мы, педагоги, знаем, что в формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.
На сегодняшний момент, рецепт, который помогает совершенствовать
творческие способности ребенка - найден.
Это – нетрадиционные изобразительные техники. Известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы.
Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей
комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет». Мы
полностью согласна с этим высказыванием!
Работа с детьми, для нас — это всегда интересно и увлекательно, а
заниматься творчеством с воспитанниками — это сплошное удовольствие! Нам
нравиться наблюдать за тем, как детей увлекает творческий процесс, именно
поэтому, при обучении изобразительной деятельности мы широко используем
нетрадиционные техники рисования.
Для развития творчества и систематизации знаний мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы.
3. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира. 4. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В процессе изучения нетрадиционных техник изобразительной деятельности нас особо заинтересовала монотипия.
И сегодня мы хотели бы познакомить вас с техникой рисования- МОНОТИПИЯ.
Признаемся вам, монотипия – это наша любимая техника нетрадиционного
рисования, поскольку доступность техники монотипия для ребенка
бесспорна. Для занятий монотипией нужны совсем небольшие
приготовления, все это не требует много времени, а удовольствие
получаемое ребенком просто огромно.
В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Это
уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Это
печать с одним уникальным отпечатком, дополнительная ценность которого
в том, что его совершенно невозможно повторить (это художественное
произведение выполненное за один приём). На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Количество красок в монотипии - любое. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами. Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Нарисуйте гуашью или акварелью на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните. Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Непредсказуемость результата делает эту технику актуальной,
интересной для творческой деятельности детей, а так же совместной деятельности с педагогом.