Светлана Морозова
Урок здоровья «Табак. Пассивное курение»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход урока здоровья.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
На демонстрационном столе у учителя лежит большой прозрачный пакет, в котором много красивых ярких коробочек и пачек из под туалетного мыла, духов, косметических кремов, сигарет.
Учитель. Что общего у этих предметов? Найдите признак, по которому можно все эти красивые коробочки разделить на две группы.
Ученики пробуют разделить коробочки на группы по разным признакам: цвету, размеру. Кто-то, возможно, догадается по существенному признаку: приносят пользу или приносят вред. Учитель останавливается на последнем случае.
Публикация «Урок здоровья „Табак, Пассивное курение“» размещена в разделах
- Почему вы именно так сгруппировали?
Дети. Кремы, мыло, духи помогают ухаживать за кожей и приносят пользу, а сигареты приносят вред человеку.
У. Откуда вы знаете о вреде курения?
Д. Так говорят родители.
- Узнали из передач по радио и телевиденью.
У. Сегодня мы с вами поговорим поподробнее о том, что происходит с человеком, если он курит сам, и что происходит с теми некурящими людьми, которые его окружают во время курения и вдыхают дым от его сигареты.
III. Работа над темой урока
У. Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма и затем обсудить увиденное на экране.
Дети смотрят пролог из мультфильма «Ну погоди!» (5 – й выпуск).
У. Почему волку стало плохо?
Д. Он начал курить сразу несколько сигарет.
У. Для чего волк начал курить сразу несколько сигарет?
Д. Чтобы напустить в будку как можно больше дыма.
У. Зачем это было нужно Волку?
Д. Чтобы выгнать из будки зайчика.
У. Что же случилось с Волком дальше?
Д. Волк покраснел, у него закружилась голова, он закашлялся, упал и сильно стукнулся.
У. Понятно, что Волк отравился, ведь он выкурил столько сигарет сразу! Но почему же закашлялся Зайчик, ведь он совсем не курил?
Д. Потому что табачный дым неприятен, он обдирает горло.
- Табачный дым вреден всем!
У. Ребята, в горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ. Куда попадает табачный дым при вдохе.
Д. В лёгкие
У. Как вы думаете, такой дым полезен человеку?
Д. Нет, он загрязняет лёгкие.
- Он мешает чистому воздуху поступать в лёгкие.
Учитель прикрепляет на доску плакаты «Лёгкие курящего человека» из серии «Курить – здоровью вредить».
У. Рассмотрим первый плакат. Как изменились лёгкие у курящего человека?
Д. Они почернели.
У. Как вы думаете, влияет ли сигаретный дым на работу сердца?
Д. Дым вредит сердцу. Сердце начинает сокращаться чаще, изменяются сосуды, по которым кровь поступает в сердце. Сердце начинает болеть.
У. Что случилось с сердцем?
Д. Оно изменилось по размеру и внешнему виду.
У. А вы можете описать, как влияет курение на внешность человека?
У. Что происходит с волосами?
У. Как выглядят глаза курильщика?
У. Что происходит с зубами?
У. Можно ли курильщика узнать по голосу?
У. Как пахнет одежда курящих?
У. Что же делает табакокурение с человеком?
У. Это действительно так: человек заболевает.
У. Организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, попадает в зависимость о него. Курящему человеку требуется выкуривать ежедневно всё больше сигарет, и вскоре он уже совсем не может обойтись без табака. Это болезнь.
Ребята, кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящим? Расскажите, что вы ощущали.
У. Вспомните Зайчика из мультфильма «Ну, погоди!». Он тоже сам не курил, а только вдыхал табачный дым в будке. И что же стало с Зайчиком?
У. Действительно, табачный дым вреден не только для самих курящих, но и для тех, кто находится рядом. Все кто окружает курящего, называются пассивными курильщиками. И хотя они сами не курят, но также вдыхают табачный дым и наносят вред своему здоровью.
Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много народу, вывешивают знак «Не курить».
Учитель на доске вывешивает плакат с изображением знака
У. В каких местах можно встретить такой знак?
У. Расскажите, у кого родители, близкие курят.
Выслушиваются ответы двух – трёх ребят.
- Где они курят? Где в это время бываете вы?
Выслушиваются ответы детей.
- Расскажите родным дома о вреде табачного дыма для некурящих. Никогда не сидите в комнате рядом с курящим. Попытайтесь убедить не курить взрослых в жилых помещениях.
IV. Физкультминутка
IV. Работа в группах по интересам
У. Предлагаю для выполнения творческого задания разделиться на две группы: «Рифмоплеты» и «Художники».
У. «Рифмоплёты» составят акростих с ключевым словом «сигарета» и продолжат фразу.
Знают взрослые,
знают дети:
Объявлен курильщикам
бой на планете…
- А также составят буриме на рифму.
… // берегите
… // не курите
- «Художники» придумают и нарисуют плакат, подготовят его защиту, желательно в стихотворной форме.
VI. Защита исследования «Курение – главный враг здоровья»
У. Недавно третьеклассники Саша и Артем закончили работу над исследованием «Курение – главный враг здоровья», и я попрошу их рассказать о проделанной ими работе.
Слово предоставляется третьеклассникам
- Поставив перед собой столь серьезный вопрос и изучив соответствующую литературу, мы провели игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы родных, составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других взрослых людей к проблеме табакокурения, и раздали их родителям учеников и независимым участникам.
В опросе участвовало 20 взрослых человек: 7 мужчин и 13 женщин. Мы разделили участников на курящих и некурящих и поместили результаты в табл. 1.
Пол Всего Курят Не курят
Мужчины 7 6 1
Женщины 13 3 10
Из результатов табл. 1 мы сделали вывод, что курят в основном мужчины, а среди женщин большинство некурящих. Если рассматривать всю группу участников (20 человек, то хочется отметить, что не курят 11 человек – это чуть больше половины опрашиваемых. Но 9 человек курящие. Покажем это соотношение с помощью диаграммы (рис. 1).
При этом 15 человек согласны с тем, что курение – медленное самоубийство. Получается, они знают, что рано или поздно табак их накажет.
А как долго и много курят анкетируемые? Познакомимся с результатами опроса.
Многие мужчины курят дольше 10 лет, есть такие, кто курит более 20 лет. Курить начали почти все в подростковом возрасте, один – с 9 лет. То есть он еще читать, писать толком не научился, а уже познакомился с сигаретой.
Далее в нашем исследовании мы спрашивали, зачем люди курят. И оказалось, что у большинства это превратилось в привычку. А ведь от плохих привычек надо избавляться, они никогда еще не приносили ничего полезного ни человеку, ни обществу в целом! И участники опроса действительно пытались бросить курить (и не один раз).
Чуть меньше участников анкеты просто не знают, зачем они курят. Они и не пытались бросить курить. И не бросят, пока не ответят себе на вопрос: зачем им нужно курение?
Один мужчина ответил, что не может бросить, а пытался уже много раз.
Скорее всего, такому человеку нужна профессиональная помощь врача, и он тогда бросит курить.
Двое из опрашиваемых снимают сигаретой стресс. Двое считают, что курение успокаивает их, помогает сосредоточиться. А в литературе есть информация о том, что табак вреден для нервной системы. Так какой же стресс он снимает?
Этим людям нужно читать статьи о вреде курения, так как они мало знают об этом.
Лишь один мужчина считает, что ему это просто нужно.
Из беседы с фельдшером мы узнали, что по статистике в числе курящих есть немало подростков, к сожалению первое знакомство с сигаретой происходит в школьном возрасте.
Поэтому далее в анкете взрослым были заданы вопросы на тему «Курение и подросток», и по их результатам была составлена табл. 2.
Как вы относитесь к курящим подросткам? Как часто вы встречаете на улице курящего подростка? Вы хотите, чтобы ваш ребенок курил в будущем?
Никак Плохо Не встречал Редко Часто Да Нет Не знаю
1 19 - 3 17 - 19 1
Судя по результатам табл. 2, курящий подросток сейчас не удивляет никого. Но практически все относятся к таким детям отрицательно, с осуждением. И можно сказать – почти никто не хочет, чтобы его ребенок курил.
Все из опрашиваемых знают, что курение вредит окружающим. Получается, что курящие люди из опрашиваемых вынуждают своих детей и близких быть пассивными курильщиками, но при этом против их курения. Где же логика? Получается, чтобы их дети не употребляли табак, они сами должны отказаться от него, тем самым, подавая пример детям.
Хочется отметить, что многие участники анкеты предложили действенные, простые способы борьбы с курением среди молодежи :
• не продавать сигареты детям;
• запретить рекламу табачных изделий;
• воспитывать детей;
• проводить с ними чаще беседы;
• штрафовать родителей курящих детей;
• привлекать молодежь к спорту;
• сводить детей на экскурсию в больницу, где находятся больные от курения;
• родители должны показывать личный пример.
Интересны все предложенные варианты. Если их применять, то положительный результат обязательно будет, нужно только захотеть.
Еще мы изучили мнение учеников (девочек и мальчиков) школы «Курение вредит или не вредит?» В опросе участвовало 20 учащихся 9-18 лет.
Из результатов опроса следует, что большая часть ребят считает курение опасным для здоровья. А четверо считают, что курение это нормально. С одной стороны, это небольшая цифра, но если вдуматься, то это много (1/5). Получается, что каждый пятый участник опроса считает курение нормой. Это настораживает и вызывает тревогу.
Составим диаграмму.
Обобщенные мнения учеников:
Курение не вредит Курение вредит
• помогает расслабиться и успокоиться;
• улучшается память;
• понижается сонливость;
• привычка;
• модно;
• согревает зимой;
• помогать казаться взрослее. • возникают опасные заболевания;
• можно умереть;
• легкие чернеют;
• мучит кашель;
• человек становится заторможенным;
• быстро постареешь;
• уменьшается рост;
• ухудшается зрение, слух, память;
• учащаются пожары;
• неприятный запах;
• желтеют зубы;
• засоряется окружающая среда.
Помимо анкетирования среди взрослых и детей мы планируем выпустить стенгазету о вреде курения для организма человека «Курить – здоровью вредить!»
Исследование по проблеме закончено. Поставленная цель достигнута. Задачи выполнены. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.
В данной работе обозначены лишь некоторые направления решения важной проблемы. Всему обществу нужно бороться с курением, не допускать распространения этой пагубной привычки среди детей и подростков.
Здоровье можно сохранить лишь при разумном образе жизни, соблюдении режима дня, занятиях физическими упражнениями, отказе от всех вредных привычек.
VII. Итог урока здоровья.
У. Что вы узнали о табачном дыме?
Д. Он вреден для всех.
У. Нужно ли пробовать курить?
Д. Нет, табачный дым вреден и для курящих, и для окружающих.
У. Что нужно делать, если рядом кто-то курит?
Д. Отойти в сторону.
IX. Домашнее задание.
У. Дома я предлагаю вам, ребята, написать мини-сочинение «Почему люди курят?» или «Я никогда не буду курить…». Также можно нарисовать рисунок, плакат, сочинить сказку или стихотворение.