Любовь Бозова
Урок развития речи в 4 классе «Человек-часть природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Человек- часть природы.
Цель: 1. Расширить экологические знания школьников.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I.Организация учащихся.
II.Логопедическая минутка
Люби родную природу-
Озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобою родились.
Публикация «Урок развития речи в 4 классе „Человек-часть природы“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относиться добрей.
- О чем говорится в стихотворении?
- К чему призывает нас поэт?
- Какое яркое, важное слово в этом стихотворении?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Выведите тему нашего урока.
3. Сообщение темы урока :
- Итак, тема нашего урока «Человек- часть природы»
- Что такое природа? (Все, что нас окружает).
- А человек- часть природы.
- Какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Живые тела дышат, питаются, передвигаются, размножаются).
- Какую роль играет в жизни человека природа? (Она дает жизнь)
- А еще природа охраняет наше здоровье. Например, зеленый цвет листьев и травы успокаивает человека, снимает усталость. Игры на воздухе, купание в реке, прогулки на лыжах зимой закаляют организм человека. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее.
Природа- единое целое. В ней все взаимосвязано. Это единство и взаимосвязь неживой и живой природы, взаимоотношения грибов, растений, животных и человека между собой и факторами неживой природы изучает наука ЭКОЛОГИЯ.
У экологии есть свои законы.
1 закон «Все связано со всем».
- Как вы понимаете? (Если нарушается какая-то связь, могут произойти нарушения во всей системе. Особенно сильным разрушителем этих связей может быть человек).
2 закон «Всё должно куда-то деваться».
(Отбросы и останки одних организмов могут служить источником существования других. Например, на земле не скапливаются тела умерших растений и животных, так как ими питаются другие организмы).
3 закон «Природа знает лучше»
(Этот закон говорит о том, что нельзя вмешиваться, изменять, улучшать (с точки зрения человека) природу, не изучив как следует её.
4 закон «Ничто не даётся даром».
(Этот закон объединяет три предыдущих. Вся деятельность человека строилась и,к сожалению, строится на убеждении, что богатство природы неисчерпаемо и, что природа может вместить любое количество отходов).
IV. Физкультминутка
V.- Может ли человек исправить положение?
- Что он должен для этого сделать? (Охранять)
Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Безумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды.
Охрана природы- одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны.
Охрана вод.
- Посмотрите на картинку. Со всем вы согласны? С чем не согласны? (На картинке изображена река, по которой плывут бутылки, пакеты).
(Загрязняется вода. В ней погибает рыба. Вода нужна не только для питья и мытья, но без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы).
- Скажите, какое озеро самое чистое в мире? (Озеро Байкал. А озеро Тургояк-второе по чистоте.
Охрана воздуха.
-А без чистого воздуха могут жить люди, животные, растения?
-Нет!
(В законе об охране природы сказано, что каждый завод и фабрика должны иметь особые установки-уловители пыли и вредных газов. Из задержанных этими установками сажи и газов изготовляют различные полезные материалы. Например, сажу используют для получения цемента, красок).
Охрана леса.
- Велико значение растений и животных в нашей жизни. Лес дает древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы и ягоды. Лес нужно охранять от пожаров, ненужных вырубок.
- Как можно сохранить исчезающие виды растений и животных?
(Для этого существует Красная книга, в которую заносят исчезающие виды растений и животных с целью охраны, создаются заповедники, где запрещено охотиться на животных и рвать растения).
- Какие растения, занесенные в Красную книгу знаете? (Купавки, бурый медведь и т. д.)
Заповедник- это слово
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоемов и болот.
Вся природа здесь живет
Под охраной человека
Много лет, от века к веку.
- Какой заповедник есть в нашем городе? (Ильменский государственный заповедник).
Охрана полезных ископаемых.
-С каждым годом людям требуется все больше металла, бензина, угля, газа. Все больше берет человек из земли полезных ископаемых. Эти богатства постепенно иссякают, поэтому закон об охране природы требует вести добычу полезных ископаемых разумно и осторожно.
Охрана почв.
- Земля- наша кормилица. Поэтому о ней нужно постоянно заботиться, беречь её от истощения и разрушения, делать всё для повышения её плодородия.
VI. Закрепление.
1. Упражнения в классификации и установлении логических связей:
- Разделите слова на две группы: «Природа» и «Человек» (растения, животные, птицы, рыбы, воздух, земля, вода, насекомые, ходить, дышать, болеть, работать, сажать, охранять).
2. Упражнения в составлении предложений: «Природа – это растения», «Природа – это животные», «Природа –это водоёмы» и т. д.
3. Упражнения в установлении логических связей:
-Найдите причину явления, обозначенного словами в левом столбике:
засуха – холод; идут дожди; стоит сухая жаркая погода;
наводнение- стремительное таяние снега; холод; снегопад;
распускание почек на деревьях – гололед; приход весны; снегопад;
созревание овощей и фруктов – уход за ними людей и наступление осени; поливка овощей; посадка овощей;
отлет перелетных птиц на зиму – жара; дожди; исчезновение пищи и похолодание; засуха.
4. Чтение стихов о природе детьми
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика — Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте-ка, ребята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
VII. Итог урока :
-Над какой темой мы сегодня работали?
- Что нового узнали?
-Так зачем же нужно охранять природу?
Природа дает нам жизнь.
-Оценки за урок.