оксана коленец
Урок обобщения во 2 классе по теме «Русские писатели». Л. Н. Толстой «Лев и мышь» (внеклассное чтение)
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : обобщение и систематизация знаний учащихся 2 класса
Цели урока :
• обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “ Русские писатели”;
• развивать навыки выразительного чтения, речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в группе;
• формирование коммуникативных и регулятивных УУД;
• воспитывать нравственные качества и этическое сознание: чувство товарищества, личности на основе морали.
Задачи:
• формирование активной читательской позиции;
Публикация «Урок обобщения во 2 классе по теме „Русские писатели“, Л, Н, Толстой „Лев и мышь“ (внеклассное чтение)» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Классный час и внеклассные мероприятия во 2 классе
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Литературное чтение
- Мышь. Все о мышках для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Толстой Л.Н.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
• развитие коммуникативных навыков школьников.
• воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы
Метапредметные результаты:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
• умение работать с разными источниками информации.
Оборудование урока :
• портреты писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого;
• выставка книг с произведениями А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого;
• презентация к уроку.
Ожидаемый результат:
• обобщены и систематизированы знания учащихся по теме “ Русские писатели”.
• учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.
• продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.
• в конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: настроить учащихся на работу
Формирование УУД: На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД.
1. Психологический настрой:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске) Какое солнце вам больше всего нравится? Покажите свое настроение?
2. Дыхательная гимнастика
- Вдох носом - выдох через нос. Вдох, задержка дыхания, выдох. Вдох, выдох, задержка дыхания.
3. Чистоговорка
Са-са-са – в лесу бегала лиса.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Со-со-со – у папы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
4. Скороговорка
Девочка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала-
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла.
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Фронтальный опрос
Цель: обобщить знания по прочитанному произведению
Задачи: развивать память, логическое мышление; воспитывать любовь и интерес к чтению; воспитывать дружелюбное отношение к ответам своих товарищей.
- С произведением какого писателя мы познакомились на предыдущем уроке чтения? (Слайд 1)
Слайд 1
Что нового вы узнали, прочитав быль Л. Толстого «Котенок»? (краткое изложение текста по плану несколькими учащимися). (Слайд 2)
На доске написаны пословицы. Какая из них больше подходит к данной быле?
(Слайд 3)
III. Объявление темы урока и постановка целей.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русские писатели»
Задачи: развивать навыки выразительного чтения, чтение по ролям; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов; воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей; воспитывать любовь и интерес к чтению.
Формирование УУД: определяют и формируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблемы, осуществляют действия по реализации. Формируются регулятивные УУД.
На доске портреты писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого; подписи к портретам в неправильном порядке; название произведений этих авторов.
- Ребята, вы посмотрели на доску и, наверное, увидели знакомых писателей, названия их произведений.
- Мы уже изучили эти произведения. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?
- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе «Русские писатели», обобщим и систематизируем свои знания. - Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?
- Верно, тема нашего урока обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские писатели». А так же прочитаем басню Л. Толстого «Лев и мышь»
- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам (командам, соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.
- У нас три команды: «Умники и Умницы», «Весёлые эрудиты», «Знатоки2. За выполнение заданий вы получаете баллы (жетоны). Какая команда набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание «Знатоки русской литературы».
Работа по группам.
Формирование УУД: личностные УУД, договариваются друг с другом, согласуют с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща (работа в группах). Доносят свою точку зрения до других. Формируются коммуникативные УУД.
1. Задание «Знаешь ли ты авторов и их произведения?». (слайд 4)
- Перед вами три портрета писателей-классиков русской литературы и название их произведений.
- Вам надо вставить под портрет фамилию писателя и название его произведений.
- При выполнении задания учитывается правильность выполнения и быстрота. За правильно выполненное задание команде даётся 1 жетон.
2. Задание «Доскажи словечко»
- Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».
- Отвечать вы будите одновременно всей командой, поэтому вам надо будет работать дружно и слажено.
- Каждой команде предлагается по три отрывка из сказки, в которых надо досказать последнее слово. Если команда затрудняется, ей помогают две другие. Задание оценивается тремя жетонами: по одному жетону за каждое правильно названное слово.
Задание команде «Умники и Умницы»
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою … (пряжу).
Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три … (года).
Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила).
Задание команде «Весёлые эрудиты»
Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам … (выкуп).
Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, … (старче)”.
Воротился старик ко старухе, У старухи новое … (корыто).
Задание команде «Знатоки»
Впредь тебе, невежа, наука: Не садись не в свои … (сани).
Не посмел я взять с неё выкуп; Так и отпустил её в синее … (море).
Не хочу быть чёрной крестьянкой, Хочу быть столбовою … (дворянкой).
- Ребята, кто из вас может ответить, в чём необычайность сказки о золотой рыбке?
- Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”?
3. Задание «Отгадай произведение».
В следующем задании вам необходимо будет выразительно прочитать отрывок из произведения по ролям, сказать название и автора.
Задание оценивается двумя баллами: правильность – 1жетон, выразительность – 1жетон.
Задание команде «Умники и Умницы»
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
Задание команде «Весёлые эрудиты»
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство».
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? –
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут по неволе».
Задание команде «Знатоки»
Злой тоской удручена,
К Муравью ползё т она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» -
Говорит ей Муравей.
Мышечная релаксация
Цель: способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение физминутки; соблюдение правильной посадки
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают. шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется.
Дышится легко. ровно. глубоко. (Пауза 1-2 минуты.)
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть.
4. Задание. Какому произведению соответствуют пословицы?
Назвать произведение из раздела «Русские писатели», которому соответствуют пословицы. Свою точку зрения надо доказать. Максимальная оценка задания – 2 жетона
Задание команде «Умники и Умницы»
Много хочешь – последнее потеряешь.
Делу время – потехе час.
Задание команде «Весёлые эрудиты»
Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Задание команде «Знатоки»
Один за всех, а все за одного.
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
IV. Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой «Лев и мышь»
Цель: развивать речь учащихся, технику и выразительность чтения; учить определять поучительный смысл произведения; воспитывать понятие о правильном поведении в различных ситуациях; обогащать словарный запас учащихся.
Формирование УУД: ставят вопросы к тексту и ищут ответы. Формируются коммуникативные УУД.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с новым произведением Л. Толстого басня «Лев и мышь» (чтение текста про себя). (слайд 5)
После прочитанного вопросы по содержанию
Чтение вслух детьми.
1. Упражнение «Найди ошибку» Учитель читает текст, делая замены в словах, а дети исправляют ошибки хором. (слайд 6)
2. Выводы по прочитанному:
-Чему учит эта басня?
- Какая пословица соответствует морали басни?
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Делу время, потехе час
• Друзья познаются в беде
3. Графический диктант «Лев» (слайд 7)
-Кого в басне можно назвать царем зверей?
V. Домашнее задание.
Цель: применить полученные знания, развивать интерес к предмету
- К следующему уроку выучить стихотворение Ю. Голубь «Лев» Раскрасить льва и нарисовать мышку по своему замыслу (слайд 8)
VI. Итог урока.
Цель: подвести итоги урока; определить победителей; развивать умение объективно оценивать свою работу и работу товарищей
Формирование УУД: соотносят результат своей деятельности с целью. Формируются регулятивные УУД. Формирование ценностного отношения к жизни.
1. Обсуждение. - Кто из вас хочет поделиться своими впечатлениями о прочитанных произведениях?
- Какое произведение особенно запомнилось? Чем?
- Какие главные мысли из прочитанного вы запомнили?
- С какими произведениями А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого вы были знакомы раньше? Назовите их. Есть ли они на нашей выставке книг?
- Если вы захотите прочитать другие произведения этих авторов, то их вы найдёте в книгах, представленных на классной книжной выставке, а также в школьной библиотеке.
2. Сейчас пришло время подвести итоги соревнования команд.
1-ая команда «Умники и Умницы»
2-ая команда «Весёлые эрудиты»
3-ая команда «Знатоки»
Все три команды набрали равное количество очков. Таким образом, победила дружба
3. Рефлексия.
- Перед каждым из вас на парте лежат три солнышка. У них разное настроение: одно весёлое, одно грустное, одно равнодушное. Выберите из трёх одно, настроение которого соответствует вашему настроению на уроке и покажите мне.
- Я рада, что вы все на уроке работали с хорошим настроением. Моё настроение соответствует вашему.
Литература
1. Гостимская Е. С., Михайлова М. И. Внеклассное чтение. 2 класс. - М., 2005
2. Климанова Л. Ф. и др. Литературное чтении (родная речь). 2 класс. – Ч. 1-2. – М. : Просвещение, 2008
3. Максакова А. И., Туманова Г. А. Учите играя. - М., 2006
4. Рудченко Л. И. Чтение 2 класс. Коррекционно-развивающие занятия. Изд. «Учитель» - 2006
5. Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 частях М. : Просвещение, 2007