Павлина Михайловна Асташова
Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
▼ Скачать + Заказать документы
«Упражнения в написании слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ»
Цель :
1. Развитие умения правильно писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ
Задачи:
1. Закрепить умение находить нужную орфограмму, правильно применять правила при списывании, при письме под диктовку, при восстановлении деформированного текста.
2. Развивать речь, память, внимание.
3. Развивать логическое мышление.
4. Развивать мотивацию к учебной деятельности.
5. Формировать нравственные ценности: честность, преданность, чуткость, любовь к братьям нашим меньшим.
Оборудование:
Публикация «Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» размещена в разделах
картинки, схемы, плакат с правилом, плакат «Найди ошибку», ребусы, ребусы для словарной работы, фотография «Памятника преданности» собаки в городе Тольятти.
УЛО:
интерактивная доска,
проектор,
ноутбук,
ДОКУМЕНТ – камера,
система мониторинга ПРОкласс,
ЭОР: образовательная система «Школа – 2100» СД «Игры и задачи».
Литература:
1. Учебное пособие «Русский язык. Развитие речи. 2 класс».
Саратов: Лицей, 2014
2. Методическое пособие по русскому языку. 2 класс, Полякова
3. «Словарь русского языка» Ожегова.
Результаты:
1. Личностные:
умение оценивать поступки с точки зрения
нравственности «хорошо – плохо»;
умение высказывать свое отношение к поступкам;
умение следовать нормам поведения на уроке;
умение выражать эмоции, сопереживать.
2. Познавательные УУД:
:
умение делать выводы и обобщения,
умение устанавливать взаимосвязи;
умение пользоваться знаками и символами,
воспринимать смысл предъявляемого текста
3. Регулятивные УУД:
умение вместе с учителем определять тему, цели;
умение работать по образцу;
умение осуществлять самопроверку;
умение работать по плану;
умение оценивать свою работу;
умение совместно с учителем разрешать проблему.
4. Коммуникативные УУД:
умение слышать одноклассников, учителя;
умение высказывать свою точку зрения;
умение принимать чужое мнение;
умение выступать на публике.
План урока.
1. Организационный момент.
Учитель: «Добрый день и добрый час,
Как я рада видеть вас»
«Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели»
«Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я от вас, друзья, не скрою – ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь»
Учитель:
«Проверяя ваши тетради, ребята, я приняла решение показать вам лучшие тетради наших ребят»
Учитель показывает тетради через ДОКУМЕНТ– камеру.
2. Минутка чистописания.
- Распознать спрятанные буквы и записать прописные буквы в соединении
со строчными (по карточкам)
Пп Тт Кк Жж Гг
- Какая буква «лишняя»? (Ж – она обозначает звонкий согласный звук, всегда твердый)
Запись предложения: «Жизнь дана на добрые дела»
- Что записано на доске? (Пословица)
- Как понимаете? (Чтобы достойно прожить жизнь надо совершать добрые поступки и дела)
- Какие орфограммы встретились в словах этого предложения?
3. Словарная работа.
Игра
«Найди слово»
- Из разбросанных букв составить слово, объяснить орфограммы и записать его под диктовку.
(Автомобиль, пенал, маяк, трактор, яблоко)
- В каком слове букв больше, чем звуков? (Автомобиль) Почему?
- В каком слове звуков больше, чем букв? (Маяк) Почему?
Ставится проблемный вопрос:
- В слове МАЯК какой звук ударный? (второй звук «а», после звука «й», так как буква «я» имеет два звука) Почему?
- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
Дети декламируют правило в стихотворной форме:
А О У Ы Э И –
Звуки гласные мои.
Их не трудно перечесть
И запомнить: звуков – 6.
А О У Ы Э И –
Звуки гласные мои!
- Новое слово СОРОКА
- Про сороку так говорят: «Вертится, стрекочет, весь день хлопочет»
- А когда так говорят?
Сорока на хвосте принесла. (О новостях, неизвестно откуда полученных)
Трещит как сорока. (Говорит быстро, громко)
4. ФИЗМИНУТКА
«Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться,
Порошок зубной берем,
Щеткой сильно зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше»
5. Упражнения в написании слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
А) Игра «Исправь ошибку»
Запись на плакате:
«Догадайтесь – ка, ребята,
Отчего ежы, ершы,
Щюки, чяйки и волчята
Рассмеялись от души»
Что заметили? Исправьте ошибки и объясните написание слов.
Дети по очереди фломастером на плакате исправляют ошибки.
Б) Работа с текстом. (Текст читается через ДОКУМЕНТ – камеру)
1.
- Прочитать текст про себя и подумайте, как мы озаглавим этот рассказ.
«Среди пассажиров аэропорта был человек с собакой. Собаку в самолет не пустили.
Хозяин обнял собаку на прощание и улетел. Собака осталась ждать хозяина. Она не уходила с аэропорта и встречала каждый самолет.
В газете напечатали рассказ о верности собаки. Этот рассказ прочитал ее хозяин. Он полетел и забрал с собой верного друга»
2. Повторное чтение рассказа вслух и подбор заголовка.
-Подберите к слову ВЕРНЫЙ близкое по значению слово. (Преданный)
- Как мы называем такие слова? (Синонимы)
- Что такое синонимы?
- Послушайте еще один пример верности собаки своему хозяину.
В) Ученица рассказывает о «Памятнике преданности» собаки своему хозяину в Тольятти.
«Памятник преданности» собаке
«В Тольятти на протяжении семи лет немецкая овчарка, хозяева которой погибли в автокатастрофе, ждала их на обочине дороги. После смерти преданной собаки люди поставили ей памятник, который посвятили верности. Как рассказывают жители города в 1995 году на Южном шоссе Тольятти в автомобильной аварии погибла молодая пара. Вместе с ней в машине находилась собака, которая чудом осталась жива. Со дня трагедии она, видимо, надеясь, что хозяева вернутся, в любую погоду круглый год ждала их у обочины. Верного, как прозвали его тольяттинцы, пытались забирать к себе домой сердобольные горожане, однако он каждый раз возвращался на свой пост. Несколько раз ему строили будку прямо у дороги, но он игнорировал удобства, мокнув под дождем и мерзнув на ветру целых семь лет. Наверное, когда он умирал, он еще надеялся увидеть близких ему людей. После смерти собаки горожане сразу же поставили у дороги щит с надписью: «Псу, научившему нас любви и преданности». На полутораметровый памятник Верному потрачено было 250 тысяч рублей, которые собрали всем городом.
Установленное на гранитном постаменте изваяние собаки сделано ульяновским скульптором Олегом Клюевым таким образом, что проезжающим по дороге кажется, что собака поворачивает голову вслед за проезжающими автомобилями, как бы надеясь увидеть своих погибших хозяев. Самым сложным, по признанию Клюева, было передать характер верного пса. По словам автора скульптуры, «все, что я пытался воплотить в своей работе, это – безграничная преданность»
В это время через ДОКУМЕНТ – камеру показывается «Памятник преданности» собаки.
Г) - Из текста «ВЕРНЫЙ ДРУГ» самостоятельно выписать слова с изучаемыми буквосочетаниями
При проверке один ученик подчеркивает перед ДОКУМЕНТ – камерой, а остальные сверяют.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
«Божья коровка прилетела, на указку тихо села,
Глазками ее поймай и привет ей передай»
Д) Замените одним словом и запишите его в тетрадь.
1.) Жвачное животное с очень длинной шеей.
2.) Дикая роза с ярко – красными ягодами.
3.) Хищная рыба.
4.) Растение с кислыми съедобными листьями
5.) Сказочное животное.
6.) Густой лес.
Е) Игра «Рыбалка» (Электронные ресурсы. Образовательный комплекс «1с: Школа. Игры и задачи. 1 – 4 классы)
ФИЗМИНУТКА
«Две лягушки»
«На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
(Сидят на корточках, подпрыгивая)
Утром рано умывались.
(Показывают умывание левой и правой рукой,
Полотенцем растирались.
(Левая рука над плечом, правая – около пояса, имитируем обтирание,
Ножками потопали. (Топают ножками)
Ручками похлопали. (Хлопки)
Влево – вправо наклонялись.
(Наклоны влево – вправо)
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям – физкультпривет!
.
Ж) Составить предложения и вставить пропущенные буквы
(Проецируется через ДОКУМЕНТ – камеру)
кот, у, Тишка, ж…л, Миш… .
водой, круж…лись, над, ч …йки.
поймал, Слава, и щ…ку, лещ… .
З) Разгадать ребусы. Отгадки записать (на карточках)
Машина, ужин, чашка, уши, подача, вожжи
(Один ученик из «Словаря русского языка» Ожегова зачитывает значение слова ВОЖЖИ)
Учитель показывает картинку «Лошадь в упряжке»
6. Самостоятельная работа с помощью системы мониторинга УЛО (ПРО – класс)
а) В каком слове вместо пропусков пишется буква А
м…со, туч, в…жет, т…нет
б)Какое слово «лишнее»?
люстра, чулки, индюк, ключ
в)Выбери правильную запись
сучья, суча, сучйа
г) Какой буквой нельзя заполнить ни один из пропусков в словах
овч…рка, площ…дь, перч…тки, ш…шки, снеж…нка?
А, Я, И
д) Какое животное носит еду на спине?
белка, ежик, мышка, барсук
е) Выбери правильно написанное слово
чюжой, чудо, чйужой
ж)Сколько раз встречается буквосочетание ШИ в скороговорке
«Шапкой Миши шишки сшибли»
2, 3, 4
з)При написании какого из этих слов дважды используется одно и
тоже правило на изученные буквосочетания?
Рощ., шило, чужие, причал
и) В каком слове все согласные обозначают все только звонкие
согласные звуки?
шина, чукчи, жизнь, чабан
7. Заключительная часть.
3 ученика рассказывают стихи.
1 – ый ученик : «В сочетаниях ЖИ – Ш И
Только И всегда пиши!
Прошуршали камыши:
«Только И пиШИте ШИ!»
Им ответили еЖИ:
«Только с И пиШИте ЖИ!»
2 – ой ученик : «В сочетаньях ЩА и ЧА
В словах пиЩА и свеЧА,
КуЧА, гуЩА, каланЧА,
ТуЧА, роЩА, саранЧА,
ЧАЩА, даЧА и пеЧАть –
Нужно букву А писать.
3 – ий ученик : Плавником бьет Чудо – Щука:
«Буква У нужна! А ну – ка!»
И шумит лесная ЧАЩА:
«В правило смотри поЧАще,
Там волшебные слова :
ЧА и ЩА пишите сА!»
8. Итог урока. Оценки.
Детям вручаются медали – символы успеха «Ты сегодня лучше, чем вчера».