МААМ-картинки

Игры-упражнения на развитие математических способностей для детей

Зинаида Синицына
Игры-упражнения на развитие математических способностей для детей
▼ Скачать + Заказать документы

Упражнения на развитие математических способностей для детей

старшей и подготовительной группы

Упражнение 1

Материал : набор фигур - пять кругов ( синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).

Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".

Упражнение 2

Материал : тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Публикация «Игры-упражнения на развитие математических способностей для детей» размещена в разделах

Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)".

Упражнение 3

Материал : тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".

Упражнение 4

Материал : тот же и дидактический набор ( набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).

Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из

них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".

Упражнение 5

Материал : изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".

Упражнение 6

Материал : тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".

Дидактические игры

Роль игры с блоками Дьенеша.

Игры для дошкольников действительно учеба, так как она предполагает усвоение определенного познавательного материала, в ней формируются навыки учебной деятельности. Игры - это серьезный умственный труд для до-школьников, в играх воспитывается любознательность, настойчивость, находчивость.

Задача учителя - помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворять детскую потребность в активной деятельности, дать ей пищу для ума». (В. П. Новикова).

Цель: Развитие у дошкольников пространственно - логического мышления, аналогий, аналитико - синтетические основ интеллекта, формирование основных общеучебных навыков и опережающее развитие по всем направлениям будущего обучения.

Оборудование: логические блоки Дьенеша, демонстрационный и раздаточный материал для проведения дидактических игр и упражнении. Инструкция для проведения игры

Детям предлагается разложить круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы, пятиугольники разного цвета и размера в соответствии заданиями.

1. Слева положи все фигуры круглой формы, а справа - многоугольники.

2. Раздели фигуры круглой формы на круги и овалы.

3. Выбери из многоугольников все квадраты.

4. Выбери из многоугольников все треугольники.

5. Выбери из многоугольников все прямоугольники.

6. Раздели многоугольники на четырехугольники и треугольники.

Варианты выполнения работы

Вначале можно распределить фигуры на две большие группы: фигуры круглой формы и многоугольники. Затем среди фигур круглой формы выделить круги и фигуры овальной формы, а среди многоугольников - четырехугольники и треугольники, наконец, среди четырехугольников найти прямоугольники и квадраты.

Таким образом, в ходе игры не только выявлялись, но и закреплялись и систематизировались знания детей. - Одним из вариантов работы по закреплению представлений о геометрических фигурах являются дидактические игры с использованием «логических блоков», разработанных венгерским психологом и математиком Дьенешем. В последнее десятилетие этот материал получает все большее признание у педагогов нашей страны.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков. Несколько логических блоков из этого набора лежат на столах. Они различа-ются четырьмя свойствами.

- Какими?

27

Игра «РАЗДЕЛИЛИ ФИГУРЫ»

Дидактическая задача.

Выявлять в объектах разнообразные свойства, адекватно обозначать их

словом, обобщать по одному, двум или трем свойствам.

Для этой игры понадобятся игрушки, например, мишка, кукла, зайчик и др.

Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. - Какие фигуры оказались у мишки? (Красные.) Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.

- Какие фигуры достались только мишке? (Синие не квадратные.)

- Какие фигуры достались только зайке? (Квадратные не синие.)

- Какие фигуры подошли сразу и мишке, и зайке? (Синие, квадратные.)

- А какие фигуры никому не подошли? (Не синие квадратные.)

(В играх используются объемные и плоские логические блоки Дьенеша.)

В этих играх представлены фигуры 3 цветов и 3 размеров. Существенные

признаки отличия -форма - замаскированы несущественными (цвет, размер, от

них дети должны отвлечься, чтобы найти правильный ответ.

Закрепляется представление о круге, квадрате, треугольнике, количественном

и порядковом счете, развивается логическое мышление.

Игровое упражнение «КТО БЫСТРЕЕ ПОСТРОИТ ФИГУРУ ИЗ ПАЛОЧЕК»

1. Три вершинки,

Три угла,

Три сторонки -

Вот и я!

Что это? (Треугольник.)

Постройте треугольник из палочек. Сколько их для этого надо? Постройте 3 треугольника из 7 палочек.

2. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины -

Вам его представить рад, А зовут его.

(Квадрат.)

Постройте квадрат из палочек.

- Сколько для этого нужно палочек?

- Как построить 2 квадрата из 7 палочек?

- Как из двух квадратов сделать прямоугольник?

3. Четыре сторонки, Четыре угла, Четыре вершинки -Вот и я!

Что это? А какая еще может быть отгадка? Когда детям станет понятно, что квадрат, прямоугольник могут быть отгадкой, появляется вот такая большая «отгадка».

- Эти фигуры могут быть отгадкой?

- Почему?

- Чем похожи эти фигуры?

- Как одним словом можно назвать фигуру-отгадку? (Четырехугольник.)

Проверка задания.

Данная игра относится к настольно-печатным. Она способствует проявлению познавательной активности ребенка: он классифицирует предметы по признаку формы. Двигательная активность реализуется через выполнение определенных действий (найти, выбрать нужную фигуру).

Дидактическая игра «ТАНГРАМ»

Дидактическая задача

Развивать аналитико-синтетическую и планирующую деятельность,

творчество, продуктивное мышление, волевые, качества личности,

совершенствовать сенсорику.

Игра очень проста. Ее основой является квадрат, разрезанный так, чтобы получилось пять прямоугольных треугольников разных размеров, из которых составляют различные силуэты.

- Посмотрите на эту фигуру. Кого она вам напоминает?

- Да, это как будто петушок.

- Этого петушка надо составить из 7 фигур.

- Посмотрите, из каких частей состоит эта фигура.

- Из каких фигур состоит каждая часть?

- Какой они величины?

- Как они расположены?

- Расскажите, как составлена фигура «петушок».

Сначала учитель вместе с детьми рассматривает фигуру, а затем дает им лишь план анализа. И, наконец, приучает детей делать анализ самостоятельно. Первые 2-3 фигуры дети делают по образцу.

2. Данная игра относится к настольно-печатным. Выполняя игровые действия и соблюдая при этом правила, дети решают поставленную дидактическую задачу. Она имеет большую педагогическую ценность, так как способствует развитию логических операций и творческого мышления.

Эта игра описана в книге З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников» (М. : Просвещение, 1985).

Дидактическая игра «КОНСТРУКТОР»

Дидактическая задача

Формировать умение разложить сложную фигуру на части, которые имеются. Тренировка в счете до 10.

У детей круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и другие необходимые фигуры.

1. Взял треугольник и квадрат. Из них построил домик. (Фигуры сбегаются в

домик.) И этому я очень рад: Теперь живет в нем гномик. (Фигуры сбегаются, образуя гномика.)

- Из скольких фигур состоит домик?

- Из скольких фигур состоит гномик? Постройте машину из названных мною фигур.

1. Квадрат, прямоугольник, круг. Еще прямоугольник и два круга. И будет очень рад мой друг: Машну ведь построил я для друга. (Фигуры сбегаются, образуя машину.)

- Из скольких фигур состоит машина?

Постройте елочку из названных мною фигур. 1. Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их приложил легонько я

И получил вдруг елочку.

(Изображение елочки.)

- Из скольких фигур состоит елочка?

Проверка задания.

Педагогическая ценность этой игры : точно выполняя указание воспитателя, дети соединяют геометрические фигуры и приходят к неожиданному появлению различных предметов. В этом заключается оригинальность данной игры и ее педагогическая ценность.

- Как усложнить эту игру с целью творческого развития детей?

Предложить детям самостоятельно придумать и составить предметы их

геометрических фигур.

Эта игра описана в книге «Давайте поиграем» под редакцией А. А. Столяра (М. : Просвещение, 1991).

Дидактическая игра «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ»

Дидактическая задача

Учить анализировать форму окружающих предметов.

- Посмотрите, какие фигуры лежат у вас на столе.

- Я буду показывать вам картинки и задавать вопросы, а вы должны

поднимать нужную геометрическую фигуру. Выиграет тот, кто наберет больше

картинок.

- Какую форму имеет этот предмет? (Показываются картинки с изображением

мяча, ящика, шкафчика, книги и др.)

Проверка знаний.

- Можно ли провести эту игру как словесную?

Да, без использования наглядного материала.

Эта игра описана в книге «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» ( Минск: Народная асвета, 1976).

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные.

2. Цветом - красные, желтые, синие.

3. Размером - большие и маленькие.

4. Толщиной - толстые и тонкие.

Это объемный набор. Есть еще и плоский. В нем 24 логических блока за счет того, что в нем отсутствует признак толщины.

Познакомимся с несколькими играми, в которых используются логические блоки Дьенеша.

Игра «КАКОЙ ФИГУРЫ НЕ ХВАТАЕТ?»

Дидактическая задача.

Анализировать расположение фигур; закреплять представление о

геометрических фигурах Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою таблицу с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно провести несколько раз, меняя таблицу. Проверка задания.

Публикации по теме:

Фигурный домик. Математическая игра для детейФигурный домик. Математическая игра для детей "ФИГУРНЫЙ ДОМИК"Предлагаю Вашему вниманию,можно сказать "тренажёр" игр и упражнений на закрепление математических знаний детей о геометрических.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Семья из геометрических фигур»Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Семья из геометрических фигур» Цель: Закреплять знание о геометрических фигурах. Оборудование: Панно с изображением домика (треугольник - крыша, стены - большой квадрат,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-упражнения на развитие математических способностей для детей
Опубликовано: 30 октября 2013 в 11:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры-упражнения на развитие математических способностей для детей» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Синицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД