Торопкина Светлана Владимировна
Управление процессом создания здоровьесберегающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально – экономического развития общества.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Публикация «Управление процессом создания здоровьесберегающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Среди хронической патологии дошкольников основное место занимают заболевания костно-мышечной системы. Так в нашем детском саду 35,4% детей уже имеют нарушения стопы, 5,2% -нарушение осанки, 19% детей имеют кариес. Высокий процент часто болеющих детей -12,5. Растет количество детей с аллергическими проявлениями. Результаты психологического обследования свидетельствуют о том, что все же в детском саду остается, хотя и незначительный процент детей, страдающих психологическим неблагополучием и нуждающихся в психокоррекции. Так, 17,1% детей в детском саду отличаются несвойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью и невнимательностью, 12,8% страдают тревожностью, испытывают различные страхи, 10,2% -демонстративные дети, у 7,1% детей проявляются признаки неадекватного поведения, беспричинная злость и враждебность. Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Как показали исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
-Дисгармоничное развитие имеют -18,6%;
-Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют –16,4% ;
-Тонкомоторные действия недостаточно развиты у 18,6% будущих первоклассников.
Работая в детском саду, мы стремимся к повышениию качества дошкольного образования, через обновление содержания, введение современных комплексных и парциальных программ. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа предполагает повышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Всё это требует системного подхода к здоровьесбережению в дошкольном образовательном учреждении.
Поэтому тема очень актуальна для успешной организации работы детского сада, в оздоровлении и в целом в развитии детей. Именно совместные усилия участников образовательного процесса, смогут наиболее успешно повлиять на здоровьесбережение дошкольников.