Ольга Отпущенникова
Умственное развитие детей пятого года жизни в процессе реализации экологического проекта «Маленькие экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Умственное развитие в Программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы подразумевает и сенсорное развитие, и развитие познавательно-исследовательской деятельности, и формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В своей работе по теме: проект «Маленькие экологи» я уделяла большое внимание умственному развитию. Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры, т. е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим людям. Целью своей работы определила: Решать задачи экологического образования детей среднего возраста, используя метод проектов, путем непосредственного общения с окружающей природой.
Публикация «Умственное развитие детей пятого года жизни в процессе реализации экологического проекта „Маленькие экологи“» размещена в разделах
Для решения поставленных задач использовала разные формы и методы экологической работы :
Диагностика (определение уровня умения и знания детей по экологии).
Организованные формы обучения на занятиях.
Игровые обучающие ситуации с использованием игрушек.
Совместная деятельность взрослого и ребенка.
Самостоятельная деятельность ребенка.
Уход за комнатными растениями и обитателями уголка природы.
Экологические акции.
Экскурсии и наблюдения.
Опыты и эксперименты.
Изобразительная деятельность (ИЗО экология).
Игры экологического содержания.
Трудовой десант.
Досуги и развлечения.
Важный компонент работы — правильная организация уголка природы. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, позволяет увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Наблюдая за растениями, ребенок начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, поставили на солнце или в тень. Только с помощью взрослых ребенок может понять, как жизнь растения или животного зависит от наличия тепла, света, воды.
Длительной и кропотливой, но очень интересной и познавательной в экологическом воспитании является работа по созданию и выращиванию «огорода на окне». Мы его сделали в форме «Домика в деревне» — где все, как настоящее: есть и домик, и грядки. У детей есть возможность в течение длительного периода наблюдать за растениями, ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно-экспериментальную деятельность.
Кроме игровых обучающих ситуаций в работе использовала разнообразные дидактические игры природоведческого характера. Предлагала детям игры, которые строятся на их знаниях и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Заметила, что детям очень интересны игры-схемы, которые они самостоятельно выкладывают, например: «Что, где растет?», «Кто, чем питается», «Кто, где живет?», «Какие инструменты нужны для посадки овощей». Также детям интересны и другие игры: «Назови одним словом», «Из чего сделано», «Собери животное», «Что растет в лесу?», «С какого дерева лист?», лото «Комнатные растения», разрезные картинки «Комнатные растения», «Найди лишнее» и др.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому в самых различных ситуациях помогала накапливать и расширять знания детей — уточняла с ними форму, цвет, запах, размер и т. д. объекта природы. При систематическом общении с растениями ребенок делает для себя открытие, что внешние показатели (цвет, форма, размер и другие параметры) — прежде всего показатели степени благополучия растений.
Научившись понимать состояние растений, ребенок начинает им сочувствовать, оберегать, сохранять их.
Наконец, художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.
Наблюдая за погодой, учила детей выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь и т. д., степень их интенсивности (светит ярко или тускло, дождь идет мелкий, частый или крупный, ветер дует слабо или сильно, характер влияния погоды на окружающие предметы (светит солнце – все отчетливо видно, красиво и жизнерадостно, сверкает роса, искрится снег, предметы дают тень; прошел дождь – все мокрое, блестят листья деревьев, крыши домов и т. д.). Знакомясь таким образом с погодными явлениями, их характерными особенностями, дети получают основы эстетического восприятия природы, учатся понимать причинную зависимость сезонных явлений.
Систематически наблюдая в природе, учила детей быть внимательными, бережно относиться к ней и ее обитателям. Привлекая детей к тесному общению с природой, познанию мира, способствовала развитию у них таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.
Чтобы спасти птичек от голода и гибели зимой, нужна помощь. Мы организовали экологическую акцию «Накормите птиц зимой». По нашей просьбе родители смастерили кормушку для птиц. Дети приносят из дома хлебные крошки, семечки, крупу и насыпают в кормушку.
Уход за животными, птицами связан с продолжительными наблюдениями за их поведением, развитием, за тем, кто, чем питается, какую пользу приносит человеку, в каких условиях живет и т. д.
В работу над проектом старалась включать родителей наших детей, проводила беседы, из которых узнавала, какие дома есть комнатные растения, животные, что растет на дачных участках, куда дети ездят в отпуск. С целью сотрудничества и достижения полного взаимопонимания с родителями в вопросах экологического воспитания им было предложено заполнить анкеты «Воспитание доброты к природе», «Воспитание любви к природе в семье». Разработала серию консультаций, посвященных экологической культуре : «Помоги природе», «Уголок живой природы», «Прогулки в природу», «Учите детей быть наблюдательными», «Любовь к живому», «По дороге домой», «Лесные звери готовятся к зиме», «Берегите птиц», «Зимующие птицы», «Домашние животные» и др.
Предлагала совместные задания для детей и родителей по наблюдению за растениями и животными. Проводила тематические недели и для закрепления знаний у детей предлагала родителям вместе с детьми нарисовать любимое комнатное растение, любимое животное, время года, изготовить поделку из природного материала и т. п. После оформляла выставку работ. Семьи воспитанников поощрялись специальными благодарностями и сладкими подарками. Организовывала экологические акции, такие как, например: «Берегите воду», «Накормите птиц зимой», «Лучшая новогодняя игрушка из бросового материала», «Озеленение участка детского сада», «Благоустройство зимнего участка детского сада».
Радует, что родители с пониманием относятся к нашей работе, стараются помочь, а это всегда дает положительный результат в воспитании детей.
Осенью мы участвовали в международном проекте «Покажи детям мир». Очистили от мусора небольшой участок леса около детского сада. Получили сертификат участника.
Итоги работы.
В результате проведенной работы:
у детей повысился познавательный интерес;
расширились представления о природе, о взаимосвязях в ней;
развилось положительное эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;
дети с готовностью участвуют в практических делах по улучшению природной среды;
сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.