Нина Федулова
Воспитание любви к родной природе
▼ Скачать
Федулова Нина Анатольевна
Семья - это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. "Семья - это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро", - говорил В. А. Сухомлинский. Семья для ребенка - это модель общества, с помощью которой он входит в мир. Семье принадлежит ведущее место в развитии ребенка, поэтому и в воспитании ребенка приоритет, бесспорно, принадлежит семье.
Публикация «Воспитание любви к родной природе» размещена в разделах
В семье осуществляется преемственность поколений, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. При этом решающую роль играет весь уклад жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи. Детский сад детей воспитывает, а в семье с родителями они живут, выполняют "общую работу". Отец и мать - самые близкие и самые убедительные "образцы", по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение.
Детство - самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Уйдя в школу, он унесет в душе ростки добра или зла. Он расстанется с воспитателем, но при этом навсегда останется с родителями. А вот когда ребенок вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой: доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Это прежде всего зависит от самих родителей. Недаром пословица гласит: "Умел дитя родить, умей и научить".
Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим малышом, но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу - великого учителя.
Отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года? В холодное время года подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с детьми в игру природоведческого характера, например: с какого дерева лист, найди дерево по описанию, с какой ветки детки? и т. д.
За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей.
Это и загрязнение окружающей среды, и сокращение площади лесов, и опустынивание почвы, ее засорение, и изменение климата, и озоновые дыры.
С этими проблемами тесно переплетаются проблемы, которые связаны с жизнью людей: это проблемы энергетики, транспорта, здоровья и питания.
Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на Земле.
Русская природа. Эти слова сразу же вызывают в памяти каждого человека разнообразные картины: это и стройный сосновый лес, веселая березовая роща, заливные луга, золотые хлебные поля.
Трудно найти человека, равнодушного к родной природе.
С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребенка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая детей к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.
У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости.
Прежде всего надо сталкивать ребенка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом или кустиком, кошкой и галкой. Встреча с природой должна быть для ребенка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить.
Чуткая ребячья душа, которая с детства познала чувство меры наслаждения красотой природы, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера.
Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
В этом нам помогут прогулки и разнообразные наблюдения, походы в лес, на луг, в поле, к реке.
Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащая детей новыми знаниями, которые являются основой чознательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. При этом помните, что чувства - первооснова отношений.
Мы должны воспитывать в детях бережное и заботливое отношение к природе. Это эмоционально-положительное отношение к природным объектам, умение бережно обращаться с ними, а также готовность оказать действенную помощь объектам природы, защитить их от неправильных действий сверстников. Умение сохранять или создавать необходимые для нормальной жизни и развития живых существ условия.
При этом воспитывая отрицательное отношение к негативным поступкам в природе и соблюдая правила поведения в природе.
Выработать бережное и заботливое отношение к животным, к среде их обитания можно только путем систематических упражнений под руководством взрослых.
Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться в меру своих возможностей к ее защите, помогая ей, например, в зимний период - подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев. Весной - развешивать скворечники. Осенью - собирая корма для птиц и т. д.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день, он познает - познает окружающий мир. Возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его вопросах.
Каждый ребенок - исследователь по своей природе. Те вопросы, которые задают нам дети, всего лишь малая часть их нерешенных "проблем". Посмотрите карманы ребенка, чего там только нет: круглая речная галька, птичье перышко, кусочек сосновой смолы. Вот и выходит, что все эти собранные ребятами "драгоценности" - своего рода овеществленные "почему", "зачем", "как".
Пока не угасли искры в глазах маленьких исследователей, пока не утрачен интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помочь ребенку открыть как можно больше тайн живой и неживой природы.
Ребенок должен приходить к нам с вопросами, а наша задача - эти вопросы вызывать. Дети обычно задают очень много вопросов о природе.
Иногда полезно "схитрить", сказав, что Вы не знаете ответа. Возможно, даже ответить неправильно, если уверены, что ребенок знает ответ, так как правильный ответ доставит ему удовольствие. Можно предложить ребенку понаблюдать за явлением и найти ответ.
Хорошо, если во время наблюдения за погодой Вы используете народные приметы. Знакомство с приметами дает возможность сделать вывод, насколько наблюдателен наш народ, как умел примечать все в природе. Наша задача - донести, удивить, вызвать желание определять погоду с помощью многочисленных природных барометров.