Ирина Оськина
Учим дошкольников читать
Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.
Публикация «Учим дошкольников читать» размещена в разделах
Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности" особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями : проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:
1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;
2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
4. Обучение грамоте в дошкольном учреждении является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;
5. Занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Работа по обучению грамоте дошкольников проводится в несколько этапов:
1 этап – учим и запоминаем буквы;
2 этап - учимся читать слоги разной степени трудности;
3 этап - читаем и понимаем смысл прочитанного слова;
4 этап - читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого словосочетания, предложения, текста.
Для повышения эффективности обучению грамоте мы рекомендуем использовать различные виды занятий, стимулирующие мыслительную деятельность детей. Доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенку то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Во время обучения грамоте дети должны не просто учиться чему – либо, а самостоятельно пробовать, добывать знания.
На 1 этапе необходимо научить ребенка умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать. Начинать работу необходимо со знакомства с гласными звуками. Необходимость данной работы в том, чтобы научить ребенка слышать гласные звуки, не пропускать их. Так же это поможет избежать нарушений слоговой структуры слов и верно ставить ударения. Далее следует работа по знакомству с согласными звуками. Дети должны усвоить, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть и почувствовать. Затем нужно переходить к знакомству с буквами. Вы можете вместе с ребенком изготовить буквы из различных материалов. Так же можно предлагать детям наложенные буквы, узнать букву по зеркальному изображению.
Очень нравится детям игры "Буквы спрятались" и "Волшебные дощечки" В игре "Буквы спрятались" детям предлагаются карточки. Глядя на них ребенок должен мысленно представить недостающие элементы букв. Это хороший вид тренировки, способствующий запоминанию графического облика букв, развитию произвольного внимания, зрительного восприятия.
Игра "Волшебные дощечки" развивает умения соотносить конкретный звук с буквой, закрепляет зрительный образ букв. Детям очень нравится сам процесс созидания, то есть создания буквы из резиночек.
Далее нужно переходить ко 2 этапу. Главная конечная цель данного этапа – закрепить связь между видом слога и его произнесением. Можно предложить игру "Поющие острова" Пароходик с буквами "подплывает" к острову с гласной или согласной буквой и ребенок читает слоги. Эта игра направлена на обучение чтению детей прямых и обратных слогов. Так же очень нравится детям читать слоги, в которых графические образы букв являются необычными для детского восприятия или напоминают им знакомые предметы. Это упражнение очень полезно выполнять детям, которые с трудом усваивать правильное прочтение слогов, типа согласные плюс гласные. Кроме того, тренировка в умении быстро узнавать буквы в разном их обличии будет способствовать их лучшему зрительному запоминанию. Ребенок берет из стопки карточку, читает ее. Затем можно напечатать эти слоги по памяти и разрисовать их по своему желанию.
Теперь можно переходить к 3 этапу. Для формирования знаний на уровне слова можно использовать следующие игры, задания и упражнения. Прежде всего нужно поработать над слоговой структурой слова, делением слов на слоги. Это м. б. игры типа: "Прошагай слово" или "Прохлопай слово" Так же вам очень помогут такие игры как "Рассели картинки в домики" "Цветик-семицветик" и "Колодец" В игре "Рассели картинки в домики" ребенок должен назвать картинку, определить где живет заданный звук из этого слова и поселить картинку в нужный домик.
Игра "Цветик-семицветик" преследует следующую цель- чтение слов с общим слогом. Например: общий слог может быть СА, а слова - салат, сани, сахар, салют и т. д. Игра может носить соревновательный характер – кто больше прочитает слов, придумает слов с этим слогом. В игре "Колодец" ребенок читает односложные слова, выставляя, например, букву О на ведерке при помощи веревочки. Составляют слова и читают их (КОМ, СОК, КОТ, ДОМ, РОТ и т. д.)
И наконец 4 этап. Для формирования у детей знаний на уровне словосочетания, предложения, текста можно использовать следующие игры, задания и упражнения:
-составление схемы к предложению;
-составление предложения из слов, данных в беспорядке;
-соединение частей разорванного предложения;
-распространение предложения, изменение порядка слов.
В игре "Читалочка" дети читают не просто текст, а текст с картинками. Так же можно использовать тексты "Из жизни дошкольников" для формирования навыка чтения и понимания прочитанного.
Подытоживая все выше сказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что любая форма взаимодействия с ребенком предполагает формирование у него эмоционально-положительного отношения к познавательной деятельности. Создание положительной мотивации, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей детей обеспечат успешное развитие речевой и познавательной деятельности у детей на этапе подготовки к школе.
Этот материал я представляла как обобщение опыта на городском семинаре учителей-логопедов. Может кому то пригодятся мои нароботки при работе с дошкольниками с ОНР.