Получи документы

Учет индивидуальных образовательных потребностей «особого» ребенка

Лариса Глаголева
Учет индивидуальных образовательных потребностей «особого» ребенка

Индивидуальная работа - это учет индивидуальных образовательных потребностей «особого» ребенка. Где важным условием успешности построения занятий является создание «вариативной образовательной среды» - широкого спектра форм и технологий, модернизация методов работы учителя-логопеда.

В группу ОНР (старше-подготовительную, логопункт) из общеобразовательного сада приходит неговорящий ребенок 5-7 лет- моторная алалия? Псевдобульбарная дизартрия или анартрия?

Публикация «Учет индивидуальных образовательных потребностей „особого“ ребенка» размещена в разделах

Тяжелая форма: чаще всего возникает, как дополнение к детскому церебральному параличу. Более чем у 90% таких у детей наблюдается полная невозможность речи из-за тяжелых нарушений речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. Речь не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов.

Так как в основе данной классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологических синдромов, то она не может быть проведена учителем-логопедом, а требует обязательного заключения невропатолога о характере двигательного расстройства.

Работа учителя-логопеда направлена на выделение и фиксацию звуков и слогов -это достигается с помощью трё х средств: паузы после каждого слога, звукоподражания, отстукивания слогов и зрительного восприятия артикуляции гласных звуков.

Фонетическая ритмика- тут основной метод работы над произношением.

Например, при корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных движений, особенно – перемещение кончика языка вверх. Внимание ребенка сосредотачивают на ощущение положения языка, затем учат опускать язык на дно полости рта. Основное – стимуляция переднеязычных звуков.

Наиболее приемлемым речевым материалом, который можно было использовать на данном этапе работы с детьми, находящимися на наиболее низких уровнях речевого развития, были различного рода звукоподражания, включаемые в несложные сюжетные игры.

Тексты этих игр широко представлены в литературе. В процессе проведения этих игр отрабатывается:

- выделение гласных звуков из звукоподражательных комплексов с опорой на зрительной восприятие их орального образа; слоговое восприятие; узнавание и непроизвольное воспроизведение гласных звуков;- восприятие и воспроизведение ритмов;- элементарный словарь;

В соответствии с поставленными задачами разрабатывается методика и приемы проведения игр.

Весь текст игры проговаривается педагогом, дети же только выполняют соответствующие действия и непроизвольно подключаются к воспроизведению звукоподражаний.

При проведении игр педагог постоянно фиксирует внимание детей на положении органов артикуляции, особенно при произнесении гласных звуков:

-Они интонируются голосом и произносятся более длительно.

-Каждое звукоподражание произносится педагогом на одном выдохе, далее следует небольшая пауза.

-Произношение каждого звукоподражательного комплекса сопровождается соответствующим количеством ударов -движений.

Работа над согласными звуками проводится на фоне слога, т. е. слог не разделяется на составные части.).

После двух месяцев работы вводится произношение слогов в составе специально подобранных предложений :

1. Губные звуки: слоги произносятся перед зеркалом.

Пи-пи-пи яблоки ку-пи Ту-ту-ту улицу ме-ту

Внимание детей обращается на то, что при произношении звуков п, б губы плотно сжаты.

2. В таком же плане прорабатываются язычные звуки:

та - та - та Горячая плита

Внимание детей фиксируется на положении кончика языка.

3. Затем произносятся слоги и слова со звуками к, г. Работа направлена на выработку сознательных дифференцированных движений языка:

ка - ка - ка белая му-ка Положение языка (язык лежит во рту горбиком) фиксируется с помощью зрения

На втором этапе продолжается работа по развитию словаря и формированию грамматического строя речи.

Некоторые исследователи предлагают сразу же, по мере появления слов, учить ребенка объединять их в простейшие цепочки словосочетания и элементарные предложения. Однако воспроизведение соответствующего им сложного двигательного ряда на этом этапе является непосильной задачей для детей с сложной структурой дефекта.

Повышение же мотивации к занятиям у маленьких детей возможно лишь путем активного использования наглядного и игрового материала. Поэтому задача педагога — сделать занятия наиболее интересными и продуктивными, оборудовав их красочным, функциональным и доступным для восприятия материалом.

Для того чтобы преодолеть сложности дизартрии (алалии, анартрии) и улучшить произношение, необходимо в первую очередь работать над восстановлением и активизацией моторики. В качестве упражнений можно используются:

-различные шнуровки, движения в такт, танцы, соотнесение собственных движений с мелодикой и ритмом, например прыжки на одной ноге – требующие достаточно высокого уровня координации движений – также стимулируют и речевую активность. Значение логоритмики – в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, является основополагающим.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы на период педагогической практики Студентки группы 1701 зу Долговой Д. А. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию, план работы на период логопедической практики..

Система взаимодействия специалистов в детском саду Данная презентация показывает как в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной.

Автор публикации:
Учет индивидуальных образовательных потребностей «особого» ребенка
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 11:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД