Альбина Муллагильдина
Учебно-методическое пособие «Овощи и фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно – методическое пособие «Овощи и фрукты»
Подготовила: Муллагильдина А. А.
Пояснительная записка
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Публикация «Учебно-методическое пособие „Овощи и фрукты“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Игры, дидактические пособия
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Темочки
С помощью игр воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение в игре. Игры поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приёмов.
В своей группе я изготовила дидактическую игру «Овощи и фрукты». Эта игра может быть использована на непосредственно образовательной деятельности различного содержания. Игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
В первой младшей группе дидактические игры лучше всего вводить, используя знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладевают умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно дополнять похожие. Например: для развития на ощупь лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты и овощи: апельсин, лимон, лук или другое.
При организации дидактических игр в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребёнка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль. Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребёнком. Обычно это доставляет детям удовольствие.
Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.
После игр с овощами и фруктами можно угостить детей каким – нибудь из них, обратив внимание на то, что все фрукты и овощи имеют вкус: «Скажите,как во рту стало?» (Кисло, горько, сладко.) Угощение вызывает у детей ещё больший интерес к таким играм.
Цель:
- Формировать умение детей находить предметы по сходству, по названию.
- Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их.
- Умение группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме).
Задачи:
- Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
- Активизировать словарный запас у детей.
- Воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова.
Дидактические игры для детей младшего и среднего возраста
«Найди что назову»
Цель: Развивать умение детей находить фрукт или овощ по названию. Обогащать словарь детей.
Воспитатель называет фрукт или овощ, а дети должны найти и прикрепить его к панно.
«Чудесный мешочек»
Цель: Закреплять знания детей об овощах и фруктах. Умение правильно называть предмет. Активизировать словарь детей.
Воспитатель опускает в мешочек овощи и фрукты. Затем предлагает одному из ребят, достать какой нибудь предмет и назвать его.
«Назови, что покажу»
Цель: Формировать умение детей называть правильно фрукт или овощ. Обогащать словарь детей.
Педагог прикрепляет к панно по одному из овощей или фруктов, а дети должны правильно назвать.
«Угадай, что съел»
Цель: Развивать умение узнавать предмет при помощи одного из анализаторов. Активизировать словарь детей.
Педагог угощает одного из детей кусочком фрукта, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи что съел». Найди такой же на панно. После тог как дети выполнят задание, педагог угощает овощами и фруктами всех детей.
Дидактические игры для детей старшего возраста
«Опиши, мы отгадаем»
Цель: Формировать умение детей описывать предметы и находить их по описанию. Обогащать словарь детей.
Ребёнок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнавать и называть.
«Отгадай загадку»
Цель: Развивать у детей мышление, воображение, внимание, умение быстро отгадывать и отвечать. Активизировать словарь детей.
Воспитатель загадывает детям загадки, а дети должны отгадать и показать на панно фрукт или овощ.
Например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный бархатный (арбуз).
Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец).
На сучках висят шары, посинели от жары (слива).
Сто одёжек и все без застёжек (капуста).
«Угадай, что в руке»
Цель: Развивать умение детей узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов. Обогащать словарь детей.
Дети стоят, образуя круг. В руки, отведённые за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.
«Что сажают в огороде?»
Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по определённым признакам (по месту их произрастания). Развивать быстроту мышления, слуховое восприятие.
Воспитатель называет фрукт или овощ, а дети должны отвечать словами «да» или «нет».
Например: - Что растёт на грядке?
- Морковь. Да!
- Огурцы. Да!
- Свекла. Да!
- Помидоры. Да!
- Сливы. Нет!
« 1, 2, много»
Цель: Формировать умение детей называть предмет в единственном числе и во множественном. Активизировать словарный запас у детей.
Педагог называет предмет, а ребёнок два и много этих предметов.
Например: 1 огурец – 2 огурца – много огурцов;
1 помидор – 2 помидора – много помидоров;
1 лук – 2 лука – много лука;
1 редиска – 2 редиски – много редисок;
1 морковь – 2 моркови – много моркови;
1 капуста – 2 капусты – много капусты;
1 свекла – 2 свеклы – много свеклы.
«Огород»
Цель: Развивать умение детей называть правильно овощ, который он посадил на грядку. Обогащать словарный запас у детей.
Воспитатель предлагает детям, посадить овощи на грядку, затем спрашивает каждого ребёнка, что он делает.
Например: Лена, что ты сажаешь? – Я сажаю огурцы.
Вова, что ты посадил? – Я посадил морковь.
Ира, что ты посадишь? – Я посажу свеклу.
Света, что ты посадила? – Я посадила капусту.
Сергей, что ты сажаешь? – Я сажаю картошку.