Марина Кузнецова
Учебно-игровое пособие «Проведи дорожки»
В этом году я работаю с детьми 4 лет. Речевые процессы и мелкая моторика кистей и пальцев рук развита очень слабо. Это проблема натолкнула меня на необходимость совместить развитие речи и мелкой моторики в игре «Проведи дорожки», выполненной по методу перфокарты.
Настольная игра–перфокарта «Проведи дорожки» предназначена для индивидуальной работы. Выполнена из картона с ламинированным внутренним полем. В верхних и нижних углах картона прикреплены прозрачные уголки, куда вставляются листы с заданиями. Задания выполняются с помощью фломастера, линии которого легко удаляются губкой.
Использование пособия позволяет решить следующие задачи:
• Развитие графических навыков
Публикация «Учебно-игровое пособие „Проведи дорожки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2013
• Уточнение и дифференциация словаря по лексическим темам
• Развитие сенсорных представлений
• Развитие грамматического строя и связной речи
Пособие можно использовать в разных возрастных группах
С помощью «Дорожек» возможно быстро автоматизировать навык, так как создается ситуация многократного упражнения, педагог может быстро оценить усвоен ли навык у ребенка.
Развитие графических навыков
Младший возраст.
Пособие позволяет многократно проводить линии в разных направлениях, отрабатывая навык.
Игры «Нарисуй ниточки шарикам», «Нарисуй дорожку»
Цель: формирование умения проводить вертикальные и горизонтальные линии
Игра «Узнай фигуру на картинке»
Цель: развитие представлений о форме
Инструкция: «Посмотри на картинки. Догадайся, на какие фигуры они похожи, соедини их дорожками.»На этапе закрепления, а также во время коррекционного часа ребенок рисует дорожки на экране, соединяя форму с нужной картинкой.
Развитие и обогащение словаря
Младший возраст
Цель: закрепить представление о диких и домашних животных
На перфокарте ребенку предлагается соединить цветными дорожками диких и домашних животных. Или попросить ребенка соединить животных, отгадав загадку педагога.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 В этом году я работаю с детьми лет](https://www.maam.ru/upload/blogs/a0db83b8a1ce07cbe60f7590b6fc29e7.jpg.jpg)
Аналогично проводится работа по другим лексическим темам: Овощи-фрукты, Посуда, Одежда, Обувь, головные уборы
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Речевые процессы и мелкая моторика кистей и пальцев рук развита очень слабо](https://www.maam.ru/upload/blogs/1fdac1aea00f15c870230b1289f7b358.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Это проблема натолкнула меня на необходимость совместить развитие речи и мелкой моторики в игре Проведи дорожки выполненной по методу перфокарты](https://www.maam.ru/upload/blogs/dd618b7f2422f965a158c290f7480960.jpg.jpg)
Грамматический строй
Младший возраст
Игра «Что нарисовал Миша»
Цель: Закрепить умение правильно употреблять существительные в винительном падеже.
Проведи дорожку и расскажи, кого или что нарисовал Миша.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Настольная игра перфокарта Проведи дорожки предназначена для индивидуальной работы](https://www.maam.ru/upload/blogs/287cb492eac6883f0d6541de1c70a5d0.jpg.jpg)
Игра «Найди нужный инструмент»
Цель: Закрепить умение правильно употреблять существительные в творительном падеже.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Выполнена из картона с ламинированным внутренним полем](https://www.maam.ru/upload/blogs/304b3ac07ef339d250f1c67cec187d88.jpg.jpg)
Инструкция: «Помоги животным найти инструменты для работы. Чем волк будет забивать гвоздь? Чем медведь будет пилить дрова?»
Игра «Кому что подходит»
Цель: Закрепить умение правильно употреблять существительные в дательном падеже
Посмотри на картинки. Проведи дорожки, кому что подходит. (Мед- медведю, морковку-зайцу, орех-белке, сапоги-коту,туфли-золушке и т. д.)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 В верхних и нижних углах картона прикреплены прозрачные уголки куда вставляются листы с заданиями](https://www.maam.ru/upload/blogs/12fdb2f18e1fcdb4a2f56e27e1298615.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Задания выполняются с помощью фломастера линии которого легко удаляются губкой](https://www.maam.ru/upload/blogs/b360e17dbe83e4f59a217108f3ab945a.jpg.jpg)
Игра «Чьи вещи»
Цель: закрепить правильное употребление притяжательных местоимений
Педагог называет: Чей мяч? Ребенок должен провести дорожку к мальчику или девочке, назвав слово «МОЙ» или «МОЯ»
Кукла (Чья) –моя, самокат (чей)- мой
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Развитие графических навыков Младший возраст](https://www.maam.ru/upload/blogs/193d5a40f169c5ba1b052141401d5d63.jpg.jpg)
Старший возраст
Игра «Чей дом»
Цель: Употребление притяжательных прилагательных
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Пособие позволяет многократно проводить линии в разных направлениях отрабатывая навык](https://www.maam.ru/upload/blogs/56e63fee4ce02e3c97552c629360a27f.jpg.jpg)
Инструкция: «Проведи дорожку, кто где живет. Назови, чей дом? (Медведь спит в берлоге. Это медвежья берлога)
Игра «Скажи наоборот»
Цель: закрепить в речи употребление антонимов
Педагог указывает на картинку, например мяч.
-Мяч маленький, а ты скажи наоборот. Ребенок отвечает «большой» и проводит дорожку к подходящему предмету. Аналогично: длинный -короткий, высокий- низкий и т. д.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Игры Нарисуй ниточки шарикам Нарисуй дорожку Цель формирование умения проводить вертикальные и горизонтальные линии](https://www.maam.ru/upload/blogs/5ee620324c60148d5a1df2bb654c7aef.jpg.jpg)
Игра «Найти подходящую картинку»
Цель: закрепить в речи употребление предлогов: на, в, за, под
Инструкция: «Посмотри на картинку. Придумай предложение с маленьким словом и соедини эту картинку с нужным символом.»
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Игра Узнай фигуру на картинке Цель развитие представлений о форме Инструкция Посмотри на картинки](https://www.maam.ru/upload/blogs/d882a7c3205bf8c8ac408475b4bdfe83.jpg.jpg)
Развитие связной речи
[/h3]
Младший возраст
Игра «Расскажи сказку»
Цель: закрепить умение рассказывать сказки с опорой на предметные картинки
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Догадайся на какие фигуры они похожи соедини их дорожками](https://www.maam.ru/upload/blogs/8c929dbb51ae4fd9e13c545eb5bff6ce.jpg.jpg)
-Посмотри на картинки. Давай расскажем сказку «Колобок». Педагог указывает на первую картинку. Просит ребенка рассказать содержание картинки. Что произошло с колобком дальше. Таким образом, соединяем последовательно картинки одной сказки.
Старший возраст
Игра «Расскажи историю»
Цель: развитие связной речи, развитие мышления
Ребенку предлагается посмотреть на картинки. На перфокарте –картинки из трех рассказов. Выбери картинки для рассказа «Про сойку» и соедини их.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 На этапе закрепления а также во время коррекционного часа ребенок рисует дорожки на экране соединяя форму с нужной картинкой](https://www.maam.ru/upload/blogs/c8dbb81422cfad980d8f7d7ba9ecc6c5.jpg.jpg)
Формирование правильного звукопроизношения
Игра «Соедини картинки со звуком Ш»
Цель: закрепить правильное произношение звука Ш
«Соедини картинки со звуком Ш. Произнеси их, четко выделяя звук Ш».
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Развитие и обогащение словаря Младший возраст Цель закрепить представление о диких и домашних животных На перфокарте ребенку предлагается соединить цветными дорожками диких и домашних животных](https://www.maam.ru/upload/blogs/0d89feb8a93000f7f5109eb44c6adf70.jpg.jpg)
Игра «Соедини картинки со звуком Ц, С»
Цель: дифференцировать звуки С-Ц
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Или попросить ребенка соединить животных отгадав загадку педагога](https://www.maam.ru/upload/blogs/6e82b3d4522bb9fe87912adaa7275279.jpg.jpg)
Инструкция: «Назови картинки. Соедини зелеными дорожками картинки со звуком С, желтыми – картинки со звуком Ц 2 вариант: картинки закрываются квадратами. На поле проводятся линии двух цветов. Например, красные и синие. Инструкция:
«Будем слушать звуки С и Ц. Пройди по синим линиям. Открой картинку. Назови и скажи, какой звук есть в слове.»
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Аналогично проводится работа по другим лексическим темам Овощи фрукты Посуда Одежда Обувь головные уборы](https://www.maam.ru/upload/blogs/05705163c1f9258c58d4c5396885c010.jpg.jpg)
«Вспомни и назови картинки в верхнем ряду, в нижнем ряду, в правом ряду и в левом ряду.»